Примерное время чтения: 6 минут
77

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ. Коллектив и руководитель

Как совершенствуется связь между ними

ПРИДАВАЯ важное значение дальнейшему развитию демократических основ Советского государства, КПСС много делает для расширения информированности людей о реальном положении дел, заботится о гласности в работе партийных и советских учреждений, предприятий, всемерно укрепляет свои связи с трудящимися. На необходимость прислушиваться к слову, идущему из рабочей среды, с переднего края социалистического строительства, держать совет с людьми труда еще раз было обращено внимание на февральском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС, в постановлении апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении работы Советов народных депутатов".

Регулярно публикуются в нашей печати информационные сообщения о заседаниях Политбюро ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, деятельности других партийных и государственных органов. Конституцией СССР закреплены такие институты прямой демократии, как всенародное обсуждение проектов законов и проведение референдумов.

Так, в обсуждении ныне действующего Основного закона страны участвовало свыше 140 млн. человек. Более 121 млн. граждан участвовало в обсуждении проекта ЦК КПСС "Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981 - 1985 годы и на период до 1990 года".

Три месяца обсуждался проект реформы общеобразовательной и профессиональной школы. В этом приняло участие около 120 млн. человек.

В нашей стране стало незыблемым правилом: каждый советский человек может обратиться с любым возникшим вопросом, любой проблемой не только по месту жительства или работы, но и в самые высокие партийные и государственные органы. Так, к депутатам Верховного Совета СССР, в местные Советы по различным вопросам ежегодно обращается около 16 млн. человек.

В повседневной жизни используются самые различные формы связи рабочих и служащих с руководителями заводов, фабрик, учреждений.

За последнее время на многих предприятиях страны появились новые каналы непосредственной, живой связи коллектива с его руководителями. Популярными стали "Дни открытого письма"; на некоторых заводах и фабриках установлены телефоны, по которым можно связаться с руководителями предприятия, чтобы оперативно решить тот или иной вопрос.

ИНТЕРЕСНАЯ СИСТЕМА СВЯЗИ между трудящимися и руководителями установлена на Подольском механическом заводе имени М. И. Калинина.

Этот завод - одно из крупнейших предприятий Министерства машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов СССР. Более 1 млн. 300 тыс. бытовых швейных машин в год выходит из цехов предприятия. Производственный план коллектив завода регулярно выполняет и перевыполняет, заработки у рабочих неплохие. Предприятие имеет свои пионерские лагеря, дома отдыха в Московской области и даже на берегу Черного моря. Казалось бы, особых поводов для неудовлетворенности нет. Однако и в сплоченном коллективе каждодневно возникает немало проблем и вопросов.

Как их решить оперативно, с наибольшей пользой для дела? Над этим немало размышляли и активисты, и администрация. "Ко двору" пришлось предложение социологов завода ввести систему "трудящиеся - администрация - трудящиеся" (ТАТ). Она довольно проста: в нескольких местах на территории предприятия развешены почтовые ящики с эмблемой ТАТ, и каждый может опустить в этот ящик письмо по интересующему или волнующему его вопросу. Причем можно подписать его, можно и не подписывать. В обоих случаях гарантируется соблюдение "тайны переписки". Меры по поступившим сигналам принимаются безотлагательно, в течение не более десяти дней со времени получения корреспонденции.

Вот выдержка из одного письма, полученного администрацией: "Нас, рабочих, глубоко возмущает бесхозяйственное отношение к народному добру. На глазах у людей заасфальтировали рельсы у проходной и в других местах завода, а поверх прокладывают новые рельсы... Просим незамедлительно принять меры".

И меры были быстро приняты. Уже на второй день железнодорожники с помощью специальной техники снимали старые рельсы и лишь затем прокладывали новые пути.

Естественно, для этого понадобилось вмешательство директора завода, серьезный разговор с железнодорожниками. Кое-кто может сказать, что это - "мелочь". Однако с этим вряд ли можно согласиться. Ведь теперь с помощью системы ТАТ каждый рабочий может принять непосредственное участие в управлении предприятием.

Инженер А. Добрушина через систему ТАТ предложила создать на заводе пункт по приему от населения старых швейных машин с целью их реставрации, использования пригодных узлов и деталей. Ее предложение сейчас реализуется.

Еще пример. Сантехник, который по своему графику работает часто во вторую смену, заметил, что давление воды в магистралях ночью гораздо выше, чем днем. Это значило, что вхолостую работали двигатели, качающие воду. По письму рабочего меры также были приняты: сейчас в ночное время давление в магистралях снижено, в результате сэкономлено немало энергии.

СИСТЕМА ТАТ позволяет трудящимся обращаться к администрации и по личным вопросам. Однако эти вопросы не составляют большинства в сигналах членов коллектива. За два с лишним года, например, по жилищным вопросам администрацией было получено лишь 3 критических сигнала. Совсем не было писем о трудностях, связанных с устройством детей в ясли и детские сады, с медицинским обслуживанием. Это не говорит, конечно, о том, что подобные проблемы не возникают на заводе. Однако отсутствие соответствующих писем в почте ТАТ свидетельствует: на предприятии четко работает профсоюзная организация, которая по справедливости решает жилищные вопросы, постоянно занимается детскими учреждениями, путевками в пансионаты и пионерские лагеря.

Ряд предложений, касающихся бытового, медицинского обслуживания рабочих, уже внедрен. Со специальных телефонов, установленных на заводе, можно записаться на прием к врачу. На территории предприятия организована мастерская по ремонту обуви. Все это, естественно, отражается и на почте ТАТ: письма, касающиеся бытовых проблем, занимают в количественном отношении лишь третье место.

За время действия системы по каналу ТАТ поступило около 400 писем.

ТАТ стал действенным и оперативным каналом связи трудящихся с администрацией и общественными организациями предприятия. Важно, что большинство писем делового характера рассматривает лично директор завода В. Любодеев.

- Для меня как для руководителя, - говорит он, - польза от новой формы связи с рабочими, инженерами и служащими неоценима.

Многие предложения рабочих и инженеров реализуются в самые кратчайшие сроки. Те же из них, которые невозможно решить сразу, включаются в планы социального развития завода.

Мы рассказали лишь об одном заводе. Подобных примеров немало и на других предприятиях нашей страны. Они начисто опровергают вымыслы буржуазных пропагандистов об ограниченности производственной демократии в СССР.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно