ПАРАЛЛЕЛЬНО с рекламой различных форм "участия" трудящихся в управлении капиталистическим производством, иллюзия которого необходима правящим классам для ослабления накала борьбы рабочих за свои права, буржуазная пропаганда не жалеет усилий для доказательства тезиса о якобы "командном" характере экономики большинства социалистических стран. Одним из излюбленных положений, выдвигаемых при этом апологетами капитализма, является утверждение о том, что "в СССР и других социалистических странах нет производственной демократии".
Оставляя на совести буржуазных фальсификаторов утверждения о будто бы имеющем место при капитализме "социальном партнерстве" капитала и труда, дающем рабочим определенные права в управлении производством (разоблачение этой фальшивки - тема особого разговора), посмотрим, как в действительности обстоит дело в социалистических странах с производственной демократией.
ШИРОКИЕ ПРАВА ТРУДЯЩИХСЯ
В СССР, как известно, полновластными органами воли всего народа являются Советы - от Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик до местных Советов, насчитывающих в своих рядах более 2,3 млн. народных депутатов. Еще более 30 млн. человек составляют общественный актив Советов.
Наряду с представительной демократией на этапе развитого социализма возрастает значение и других форм участия трудящихся в управлении обществом, совершенствуется система прямого народовластия, дающая право и возможность любому советскому человеку выражать и проводить свою волю, отстаивать свои взгляды не только через государственные органы, но и непосредственно через массовые общественные организации трудящихся.
На этапе развитого социализма в управлении производством значительно возрастает роль трудовых коллективов. Трудовые коллективы располагают исключительно широкими правами в обсуждении и решении государственных дел, планировании производства, подготовке и расстановке кадров, организации социалистического соревнования, использовании фондов социального развития и т. д. Еще более возросли права трудящихся в области управления общественным производством после принятия в 1983 г. Закона о трудовых коллективах, в обсуждении проекта которого приняло участие более 110 млн. человек. (О роли трудовых коллективов в управлении производством см. "АиФ", 1984, N 33, "Широкие права трудовых коллективов".)
Выступая на встрече с избирателями, Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ К. У. Черненко подчеркнул, что "советский человек на производстве всегда должен быть полноправным и ответственным хозяином. Этому и служит принятый в прошлом году Закон о трудовых коллективах. Он нацелен на дальнейшее развертывание именно хозяйской инициативы трудящихся".
Различные формы участия трудящихся в управлении общественными делами и производством используются в других социалистических странах.
ФОРМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ
Так, в частности, в Венгрии в структуре демократического управления производством можно выделить такие формы, как советы профоргов, производственные совещания, регулярные, собрания руководителей социалистических бригад, располагающие достаточно широкими правами. Например, советы профоргов могут не только высказывать свое мнение хозяйственным руководителям относительно их деятельности в области производства, но и имеют решающий голос при решении вопросов, связанных с использованием социальных и культурных фондов предприятий. Аналогичное положение сложилось и в венгерских кооперативах.
Систематически расширяется и углубляется производственная демократия в Болгарии. Здесь внедряется конкурсность и выборность при замещении руководящих должностей, расширены права коллективных органов самоуправления - общих собраний "рабочих, выборных хозяйственных комитетов и советов. Активизируется рабочий контроль за деятельностью администрации, введена периодическая отчетность представителей последней перед коллективом, усилена ответственность за принимаемые решения и гласность самих решений. Профсоюзные комитеты болгарских предприятий участвуют в обсуждении многих вопросов, касающихся производственной деятельности, условий труда и быта рабочих, причем профкомы наделены правом отмены незаконных решений, принимаемых административными органами и должностными лицами предприятий в области охраны труда, заработной платы и распределения социальных фондов.
Важным элементом производственной демократии, одним из способов прямого участия трудящихся в управлении являются коллективные трудовые договора. В Чехословакии, например, содержанием такого договора являются обязательства администрации и профсоюзной организации, представляющей трудящихся, по выполнению производственного плана, внедрению новой техники, созданию условий для роста производительности труда, укреплению трудовой дисциплины, улучшению условий труда и быта рабочих, повышению материальной заинтересованности в результатах своего труда.
Широко развита производственная демократия и в ГДР. В этой стране с профсоюзными организациями предприятий и комбинатов должны быть согласованы все проекты планов, причем при передаче их в вышестоящие организации к этим проектам должна прилагаться и принятая общим собранием доверенных лиц хозяйственной организации профсоюзная концепция плана.
Приведенные примеры, а число их легко умножить, свидетельствуют о том, что производственная демократия органически вошла в жизнь социалистических стран, а ее формы, определяющиеся социалистическим характером государства, взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Вместе с тем коммунистические и рабочие партии стран социализма отдают себе отчет в том, что в области развития производственной демократии есть еще большие неиспользованные резервы. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС подчеркивалось, например, что "мы должны объявить настоящую войну такой практике, когда наши демократические нормы и установления не подкрепляются делами, когда довольствуются лишь формой, видимостью дела". Исходя из этого и проводится соответствующая работа, направленная на расширение реального участия трудящихся в управлении производством, демократизацию всей системы хозяйственного руководства.
Б. МЕДВЕДЕВ, кандидат экономических наук