Примерное время чтения: 11 минут
62

[Есть ответы] Ваши вопросы от 01.10.1984

Западная пропаганда, критикуя культурную политику СССР, утверждает, например, что жители наших союзных республик, несмотря на огромный интерес к наследию своего прошлого - эпосу, сказаниям, не могут познакомиться с ними, так как книжные и музыкальные издательства страны, средства массовой информации якобы просто "забыли" о существовании фольклора. Каково реальное положение дел?

В. Маркелова, Москва.

ПРЕЖДЕ всего отметим, что за измышлениями "радиоголосов" скрывается расчет врагов социализма не только подорвать дружбу народов СССР, но и вызвать недоверие к интернационалистским основам ленинской национальной политики.

Социализм всегда ценил и стремился сохранять прогрессивные достижения национального развития народов. Вот почему только в РСФСР под охрану государства взято свыше 100 тыс. различных исторических памятников культуры, на Украине - около 50 тыс. Союз композиторов РСФСР собрал около 600 тыс. произведений народного творчества - частушки и песни. В музеях Белорусской ССР хранится свыше 60 тыс. реликвий прошлого. В Институте литературы и языка Академии наук Латвийской ССР кропотливо собраны и бережно хранятся более 1 млн. латышских песен-дайн, 36 тыс. народных сказок, 75 тыс. народных сказаний и около 30 тыс. народных мелодий. В окрестностях столицы Бурятской АССР г. Улан-Удэ открыт первый в стране комплексный этнографический музей-заповедник культуры и быта народов Забайкалья.

Велик интерес жителей нашей страны к фольклору.

Только за последние годы эпические произведения народов Советского Востока выходили от дельными сборниками в московских издательствах "Наука", "Молодая гвардия", в Лениздате. Тираж таких книг 75 - 100 тыс. экземпляров. Среди них эпос народов СССР: киргизский "Манас" и казахский "Кобланды-батыр", узбекский "Алпамыш" и таджикский "Гурули", туркменский "Гер-оглы" и другие.

Не первый год Институт мировой литературы имени М. Горького АН СССР совместно с институтами истории языка и литературы автономных республик осуществляет научную публикацию эпических произведений устной поэзии народов СССР на русском языке и языке оригинала. Однако об этом упорно умалчивают "советологи". Не хотят они видеть и того, что эпос, книги о фольклоре выходят и в союзных республиках. Вот лишь один из примеров.

"Казахский музыкальный фольклор" - так называется антология старинного народного музыкального творчества, выпущенная недавно в Алма-Ате.

Бережное выявление и сохранение фольклора в Казахстане началось в первые же годы после образования республики. За 60 с лишним лег записаны тысячи произведений народной музыки и песенных текстов, изданы многочисленные исследовательские статьи и книги о них. Новая антология систематизирует фольклор и представляет интереснейший материал для науки и профессиональных композиторов.

Издание литературной продукции - только одно из направлений многосторонней деятельности фольклористов рее публики. Выезжая в экспедиции по областям, члены секции общества охраны памятников истории, и культуры с помощью местных жителей восстанавливают имена выдающихся авторов фольклорных произведений.

По республиканскому телевидению регулярно ведутся передачи "Терме" - так называется эпический жанр. На них приглашаются хранители фольклора. Видеозаписи передач остаются в фондах студии. Наиболее, интересные казахские народные музыканты демонстрировали свое искусство на состоявшейся в прошлом году в Алма- Ате Всесоюзной конференции "Музыка эпоса".

Восстанавливаются и бережно сохраняются навыки игры на народных инструментах. Разрабатывается нотная система, отличная от классической, с помощью которой можно будет записывать казахский музыкальный фольклор.

Реставрируются древние музыкальные инструменты. Одни из них найдены археологами, другие подарены жителями, третьи восстановлены по описаниям, сохранившимся в средневековых литературных источниках. Все они экспонируются в музее, где воспроизводится в магнитофонной записи и их звучание.

Многое сегодня делается для сохранения и пропаганды музыкального и литературного фольклора и в соседних с Казахстаном республиках: Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Туркмении. Сюда для обмена опытом часто приезжают работники культуры из Москвы, Ленинграда, других городов нашей страны.

* * *

На страницах наших газет приходилось читать о хищениях грузов на железнодорожном транспорте, приносящих большой ущерб государству. Расскажите, какие меры принимаются сейчас для обеспечения сохранности грузов.

Л. Аксененко, Московская область.

На этот вопрос отвечает начальник коммерческого управления Министерства путей сообщения СССР П. ПОЛИКАРПОЧКИН.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ транспорт осуществляет колоссальный объем перевозок. Ежесуточно "на колесах" находится продукция стоимостью в несколько миллиардов рублей, которую надо доставить в срок и без потерь.

В чем же основные причины потерь на транспорте? Дело в том, что, к сожалению, пока еще не везде созданы необходимые условия, гарантирующие полную сохранность грузов. Немало еще недостатков в организации перевозок и коммерческой работы. Часто нарушаются правила выгрузки и погрузки, приема и выдачи грузов, небрежно оформляются перевозочные документы, неправильно определяется вес грузов, количество мест. Немало сельскохозяйственной продукции, продовольственных товаров приходит в негодность из-за халатного отношения к условиям их перевозки и храпения. Не хватает кондукторов для сопровождения поездов. В результате они обеспечивают перевозки лишь особо ценных грузов. Но со всякого рода хищениями, злоупотреблениями и бесхозяйственностью ведется решительная борьба.

За последнее время на железнодорожном транспорте осуществлены важные организационно- технические мероприятия по обеспечению сохранности народнохозяйственных грузов при их транспортировке и хранении. Особое внимание уделено укреплению трудовой и технологической дисциплины среди железнодорожников, совершенствованию технологии и условий перевозки грузов, повышению уровня всей коммерческой работы, развитию и благоустройству грузового хозяйства, внедрению современных технических средств при выполнении коммерческих операций, углублению взаимодействия с правоохранительными органами и общественными организациями. Усилен также контроль за выполнением Устава железных дорог и Правил перевозок грузов.

Большую роль в деле обеспечения сохранности грузов сыграл принятый в 1981 году Президиумом Верховного Совета СССР Указ "Об административной ответственности за нарушение правил, направленных на обеспечение сохранности грузов на транспорте". Теперь лица, совершившие повреждение подвижного состава, контейнеров и других транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов, подвергаются штрафу в размере до 50 рублей. Кроме того, за повреждение пломб и запорных устройств вагонов, грузовых мест и их упаковки, пакетов, ограждений грузовых дворов, железнодорожных станций, контейнерных пунктов и складов, а также за пребывание без надлежащего разрешения на территории грузовых дворов, контейнерных пунктов виновники подвергаются штрафу в размере до 30 рублей.

Повышена требовательность к руководителям всех 32 дорог страны. Каждый случай хищения подробнейшим образом разбирается руководством дороги, и виновные строго наказываются. Кроме того, введена новая должность-ревизор по обеспечению сохранности перевозок.

Частично увеличен контингент военизированной охраны, вводится пропускной режим. Значительно увеличен штат приемо-сдатчиков, на которых возложен контроль за погрузкой и выгрузкой продукции.

Для охраны все чаще используются современные технические средства: охранно-пожарная сигнализация, промышленное телевидение и т. д. И это приносит ощутимые результаты. Так, на станции Чита, где раньше постоянно совершались хищения, случаев нарушений правопорядка нет, так же, как и на других узлах, где установлена телевизионная аппаратура.

Сегодня на магистралях страны находится все больше последователей у локомотивных бригад Среднеазиатской дороги, взявших на себя обязательство во время поездки вести наблюдение за встречными составами, за поездами, стоящими на станциях.

В настоящее время создаются надежные замки для дверей вагона, новые образцы пломб.

Словом, железнодорожниками страны многое делается для того, чтобы закрыть всяческие лазейки для тех, кто занимается хищением народного добра. Результатом этой работы явилось резкое сокращение потерь. Так, в 1983 г. убытки по сравнению с 1980 г. сокращены на 10 млн. руб., а за пять месяцев нынешнего года - на 6 млн. рублей.

* * *

Удалось ли Ирану вернуть свои валютно- финансовые средства, незаконно "замороженные" в США?

С. Рашидов, Ташкент.

НАПОМНИМ, что требование Ирана о возвращении ему денежных средств, незаконно вывезенных из страны и помещенных на хранение в американские банки, было официально выдвинуто вскоре после победы народного восстания 11 февраля 1979 года. Оно отражало стремление Ирана хотя бы частично компенсировать потерн от грабежа национальных ресурсов страны местной компрадорской буржуазией во главе с представителями правившей монархической династии и иностранными, в первую очередь американскими, монополиями.

Первоначально Иран предъявил Соединенным Штатам иск на сумму в 55 млрд. долларов. В нее входила стоимость денежных вкладов, недвижимой собственности, акций американских компаний и прочих результатов монаршей коммерческой деятельности, осуществлявшейся в ущерб национальным интересам Ирана. Вашингтон, однако, согласился признать в качестве иска, заслуживающего обсуждения, только около 10 млрд. долл., да и то со многими оговорками. Дело в том, что сразу же после победы революции в Иране хозяева американских монополий и банков, утратившие возможности незаконного обогащения, задумали в качестве компенсации присвоить себе как можно большую часть иранских авуаров. Поэтому их явно устраивало проведение Вашингтоном курса на эскалацию враждебности в отношении революционного Ирана и провоцирование кризиса в американо-иранских отношениях. Наблюдатели единодушно отмечали, что визит в то время в Соединенные Штаты свергнутого шаха Ирана по приглашению группы политиков и бизнесменов спровоцировал акцию иранских студентов-последователей курса имама Хомейни по аресту в Тегеране американских дипломатов, обвиненных в шпионаже. Вслед за этой акцией последовало решение администрации бывшего президента США Картера "заморозить" иранские авуары в американских банках. "Такая мера, - писала парижская газета "Монд", - не для всех была неожиданностью. Возможность ее осуществления в интересах американских монополий изучалась в министерстве финансов США задолго до захвата заложников в Тегеране".

Тем не менее ставка политических стратегов США на нагнетание напряженности в американо- иранских отношениях не оправдалась. Кризисная ситуация вышла из-под контроля Белого дома. Его экономические санкции в отношении Ирана и авантюра с высадкой американских коммандос в апреле 1980 г. были осуждены мировым общественным мнением как неприкрытые акты агрессии. В конце концов, Вашингтон был вынужден согласиться на переговоры с иранской стороной в Алжире об условиях освобождения американских дипломатов. И одним из основных таких условий было возвращение Ирану части его авуаров.

Ко дню заступления на пост президента США Р. Рейгана стороны достигли по этому вопросу договоренности, в основу которой были положены американские предложения. Они предусматривали обязательство США "разморозить" иранские авуары на сумму 9,5 млрд. долларов. Из них 5,5 млрд. предусматривалось перевести Ирану сразу же после освобождения американских дипломатов. Оставшиеся 4 млрд. долл. были поделены на две части. 1,8 млрд. долл. возвращались Ирану после вычета из этой суммы американскими банками долгов шаха. А 2,2 млрд. долл. должны были перейти в собственность Ирана после судебного разбирательства исков американских корпораций в связи с национализацией их собственности. Спорные вопросы предусматривалось выносить на рассмотрение Международного суда в Гааге.

Последующий ход событий показал, однако, что Вашингтон подписал алжирские соглашения отнюдь не для того, чтобы их выполнять. Напротив, США выдвинули встречные иски американских монополий к правительству Ирана. С приходом к власти администрации Рейгана поток их принял поистине лавинообразный характер. Как сообщало агентство ЮПИ, к осени 1981 г. госдепартамент США направил иранскому руководству 5 томов так называемых "финансовых претензий", предъявленных от имени 2300 американских компаний и частных лиц. С тех пор количество "истцов", желающих поживиться иранским добром, выросло более чем на тысячу.

В начале этого года газета "Крисчен сайенс монитор" сообщала, что 25 американских банков и около 100 корпораций уже получили компенсацию за свои "потери" из иранских авуаров. Однако еще по 400 крупных и мелких исков США требования оставались неудовлетворенными.

В мае этого года президент Рейган направил американскому конгрессу очередной доклад, в котором сообщил об отчуждении из иранских авуаров в пользу США около 200 млн. долларов. "Финансовые и дипломатические аспекты отношений с Ираном, - заявил он при этом, - по- прежнему являются проблемой безопасности и проблемой внешней политики Соединенных Штатов".

Эти слова лишний раз подтверждают, что "непристойная", по выражению журнала "Форчун", "драка за иранские активы" происходит при прямом подстрекательстве и содействии администрации Рейгана, никогда не считавшейся с правами и интересами других стран, тем более развивающихся. В результате Ирану удалось вернуть немногие из своих авуаров. По разным данным, их общая сумма составляет от 2,9 млрд. до 5,5 млрд. долларов. Что же касается остальной части иска, документально подтвержденного и предъявленного США иранской стороной, то американские блюстители законности попросту отвергли его.

Так ситуация складывается, во всяком случае, на сегодняшний день.

Ответы подготовили: В. ВОЛКОВ, А. МАЛЬЦЕВ.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно