Примерное время чтения: 10 минут
400

ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ. "Информационная диета"

Как буржуазная французская периодика рассказывает о Советском Союзе.

ЗАПАДНЫЕ ПРОПАГАНДИСТЫ нередко эксплуатируют тезис о том, что-де информированность советских читателей уступает информированности западной аудитории. Мало того: советские люди, мол, испытывают нечто вроде "информационного голода", в то время как на Западе читателя потчуют самой что ни на есть свеженькой, "объективной, качественной и достоверной" информацией. Само собой, буржуазные журналисты предпочитают не вспоминать о том, что в "свободном мире" существует строгий контроль за информацией, и в первую очередь со стороны крупных частных корпораций, которые и определяют политическое направление "свободной" прессы, телевидения и радиовещания.

Кто платит, тот заказывает музыку. А платят, естественно, те, у кого есть деньги; платят газетные короли и финансовые магнаты - томпсоны, херсты, эрсаны. Очевидно, что средства массовой информации, целиком и полностью зависящие от того или иного "некоронованного короля", публикуют лишь материалы, угодные "патрону".

Давайте обратимся к некоторым буржуазным французским периодическим изданиям и посмотрим, насколько "качественна и достоверна" информация, предлагаемая массовой аудитории. Остановимся, в частности, на публикациях о нашей стране за июль с. г. в газетах "Фигаро", "Матэн" и "Круа".

О САМОМ ВАЖНОМ - СОВСЕМ НЕМНОГО

По объему буржуазные французские издания значительно больше наших газет, они занимают до 26 - 30 газетных полос. И хотя третья часть их "полезной площади" отводится под рекламные объявления, все же места в них вполне достаточно для того, чтобы хотя бы время от времени публиковать информацию об СССР.

Тем не менее, например, за июль 1984 г. в массовой газете "Фигаро" опубликованы всего три статьи, в которых речь идет о Советском Союзе (мы вернемся к ним позднее), не считая заметок в несколько строк. За тот же период утренняя "Матэн" и католическая газета "Круа" не поместили ни одного сколь- нибудь заметного материала о советских мирных инициативах, о нашей политике и образе жизни, отделываясь краткими комментариями по тому или иному поводу.

В то же время редакторы буржуазных массовых изданий не жалеют целые полосы для того, чтобы оповестить весь мир о вкусах супруги американского кандидата в президенты Мондейла или о сложных семейных обстоятельствах популярной кинозвезды Миу-Миу. Удивительный парадокс: такие жизненно важные проблемы, как предложение СССР о неиспользовании космоса в военных целях, уходят на второй план или вовсе замалчиваются, в то время как пресса "свободного мира", включая "нравственную" католическую, с удовольствием смакует подробности какого-нибудь очередного "жуткого преступления" или рекламирует "самое лучшее, самое современное средство для похудания".

К сожалению, западные любители сенсаций способны на полном серьезе заявить, что в Советском Союзе "необходимо официальное разрешение для того, чтобы купить пишущую машинку" (газета "Круа", 20 июля), а запуск советского космического корабля и выход в открытый космос С. Савицкой и В. Джанибекова полностью проигнорировать, как это делают газеты "Фигаро" и "Матэн". Что касается католической "Круа", то об этом "космическом" событии она упоминает в двух строчках на одной из последних страниц.

Поневоле приходишь к выводу: если западный читатель и не "голодает", то, по крайней мере, он сидит на строгой "информационной диете" (интересно, кстати, что сам термин "информационная диета" впервые появился в прогрессивной западной печати, которая вынуждена была констатировать весьма ограниченную информированность читателей буржуазных газет).

КТО СОЗДАЕТ "КОСМИЧЕСКУЮ НЕРАЗБЕРИХУ"

Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод, что буржуазные французские газеты не только замалчивают, но и попросту искажают инициативы и конкретные предложения СССР, имеющие важность в том числе и для Франции. К примеру, газета "Матэн" 2 июля помещает статью под заголовком "Космос. Москва отклоняет американский ответ", а "Фигаро" в тот же день предлагает своим читателям статью, озаглавленную следующим образом: "СССР - США. Космическая неразбериха. Москва отклоняет американское предложение".

Прочитав такого рода заголовок, неискушенный читатель, пожалуй, вообразит, что это Соединенные Штаты выдвинули мирную инициативу по космосу, а "русские" эту инициативу отвергли. Ну как тут не испугаться от такой "объективной и достоверной" информации!

Вполне соответствуют заголовкам и сами статьи. В них дело представляется так, будто бы "русские" с самого начала не собирались договариваться по космосу, а их инициатива по демилитаризации космического пространства была не чем иным, как "хитростью", "пропагандистским трюком Кремля". И понадобилась эта уловка, растолковывают прозорливые французские обозреватели, для того, чтобы выставить "миротворца" Рейгана "ястребом войны" и скомпрометировать его в глазах американских избирателей.

Можно подумать, что это Москва "компрометирует" Рейгана, а не он сам всеми своими действиями и заявлениями! И что для этого та же "злонамеренная Москва" срывает все усилия американской администрации. Все, словом, с ног на голову...

Популярная газета "Фигаро" из номера в номер публикует рекламу "шпионского романа" о "русском резиденте Попове" и "отважном французском контрразведчике Поле Кане". "Если бы Поль Кан не остановил Попова, русские держали бы под своим контролем весь мир", - гласит огромная, во всю газетную полосу, реклама. Выходит, читателя держат в неведении по поводу предложений нашей страны о демилитаризации космоса, но о том, что "Попов собирается установить свой контроль над миром", его "информируют" чуть ли не ежедневно, причем рекламное объявление, набранное аршинными буквами, пропустить нельзя!

ПО СТАРОМУ РЕЦЕПТУ

Если за месяц в ежедневных газетах "Матэн", "Фигаро" и "Круа" нет ни одной хотя бы беспристрастной статьи о советской внешней политике, то еще хуже дела обстоят с "освещением" советского образа жизни и социалистической культуры. В июле "Матэн" и "Круа" поместили всего несколько маленьких комментариев, наполненных безапелляционными утверждениями о "кризисе" советского театра, кино и т. п. "Москва задыхается" - так, например, называется небольшое театральное обозрение, опубликованное 4 июля в газете "Круа". Недолго думая, "знаток" нашего искусства заявляет, что в Москве "смотреть практически нечего" и поэтому в столичные театры "никто не ходит".

Для этого незадачливого автора из "Круа", а также для других таких же несведущих писак хотим сообщить данные, полученные нами в Главном управлении культуры Москвы: только за один год в театрах столицы (их около 30) ставится более 60 новых спектаклей.

Кстати сказать, когда в ноябре 1983 г. в Париже гастролировал московский Театр имени Ленинского комсомола, каждый его спектакль проходил с аншлагом (см. "АиФ", 1984, N 14). Ежедневно в течение пяти недель публика буквально осаждала театр Кардена на Елисейских полях, где выступали наши актеры. И это несмотря на то, что цены на билеты были очень высокими - до 40 руб. в переводе на наши деньги.

За месяц в "Матэн" и "Круа" нет ни одного другого материала о жизни нашей страны. Только "Фигаро" однажды расщедрилась и поместила репортаж о Советской Эстонии. С первого взгляда может показаться, что корреспондент "Фигаро" преисполнен самых дружеских намерений. Он "признает" высокий уровень жизни в Эстонии, хвалит Таллин, у которого, оказывается, "есть что-то общее с Авиньоном и очень много общего с Нюрнбергом", а изделия таллинских мастеров отличаются таким же вкусом, как "если бы они были изготовлены в Стокгольме или Хельсинки", "комфортабельный уют таллинских кафе очень напоминает парижские бистро", а сами таллинцы - скандинавов, к которым они "так близки географически"... Вроде бы все ничего, только не слишком ли много сравнений? Не для того ли, чтобы создать впечатление, что в Таллине, собственно, ничего самобытно таллинского и нет, а все стокгольмское, нюрнбергское, парижское?

Впрочем, автор этого и не скрывает. Так и пишет: Эстония, мол, "ближе к Западной Европе, чем к Советской России", и даже сегодняшние успехи республики объясняет "близостью" и "влиянием" Запада. Теми, надо полагать, "близостью и влиянием", которые превратили в свое время Эстонию в аграрно-сырьевой придаток капиталистических стран, так что до войны туристы даже путали Эстляндию с Исландией. Корреспонденту, наверное, было бы небезынтересно узнать, что с 1940 г., после того как Эстония вошла в состав СССР, ее промышленное производство выросло в 43 раза.

Но, как видно, факты "Фигаро" не интересуют. Ее больше привлекают рассуждения автора о том, как "процветание Эстонии приводит к индивидуализму". Под "индивидуализмом" подразумеваются индивидуальные дома и огороды эстонских колхозников. Намеренно игнорируя разницу между личной и частной собственностью, автор делает вывод, что в Эстонии... взошли ростки капитализма. По нему, секрет преуспевания советской республики в том и состоит, что "в ней усиливаются буржуазные начала". "Возьмите безвкусное коммунистическое кушанье, приправьте его капиталистическим жаворонком, - разглагольствует французский журналист, - и вы получите преуспевающую Эстонию!"

Старый рецепт, пытающийся возродить буржуазную "теорию конвергенции", которая некогда провозгласила синтез капитализма и социализма, естественно, на капиталистической основе. Реальные события, происходящие в мире, давно раскрыли ее несостоятельность.

"ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА"?

Западные пропагандисты любят потолковать о "свободном обмене информацией" между Западом и Востоком. Имеется в виду, что любая информация (и дезинформация) с Запада должна "свободно распространяться" в странах социалистического лагеря.

В обозреваемый период буржуазная французская печать организовала кампанию по рекламе очередного антисоветского опуса, в котором, кстати, речь идет и о проблемах информации. Автор опуса, некий Тьерри Бретон, "самый модный, самый популярный беллетрист нынешнего сезона", рассматривает проблемы информации, если верить рекламе, в "совершенно новом, оригинальном ракурсе". Он предлагает объявить Советскому Союзу "тихую информационную войну". В интервью газете "Круа" 20 июля Бретон заявил, что сегодня на Западе действуют "20 тыс. агентов КГБ", получивших задание "купить или похитить" западную электронно-вычислительную технику. Рецепт Бретона прост: он предлагает подсунуть "агентам КГБ" электронно-вычислительные машины, в программу которых заложены "информационные бомбы-ловушки". Каждая такая "машина с начинкой", оказавшись, к примеру, на советском заводе, сможет блокировать управляющий вычислительный комплекс всего завода и таким образом выведет его из строя. Да что там завод! Тьерри Бретону хотелось бы "вывести из строя" весь Советский Союз. "Информационная война - это единственный способ однажды изменить советскую систему", - самодовольно вещает Бретон.

Зачем, спрашивается, понадобилась буржуазной французской печати эта дутая сенсация? Рекламируя "нашумевший бестселлер" Бретона, буржуазная периодика убивает сразу нескольких зайцев: во-первых, читателю напоминается о существовании "советского шпионажа", во-вторых, читателя принуждают свыкнуться с мыслью о неизбежности новой войны, в-третьих, его отвлекают от важнейших внутренних социальных проблем, и, наконец, в-четвертых, редакция печатного органа получает приличный гонорар от издателей бестселлера.

Для того чтобы направить общественное мнение по ложному следу, буржуазные пропагандисты обвиняют "Советы" в собственных грехах: Советский Союз, дескать, блокирует чуть ли не всю информацию с Запада.

Увы, читатели буржуазных периодических изданий не могут проверить, насколько соответствуют действительности заявления такого рода (ведь на Западе "свободному распространению информации" способствуют только на словах, а не на деле). В противно случае они убедились бы, что наши периодические издания ежедневно публикуют информацию о событиях за рубежом, в том числе и во Франции.

Так кто же держит читателя на самой строгой "информационной диете"?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно