ЗНАКОМСТВО с двумя книгами кандидата исторических наук В. Л. Артемова "Психологическая война в стратегии империализма" и "Правда о неправде. Критические очерки по современной империалистической антисоветской пропаганде", вышедшими соответственно в издательстве "Международные отношения" и Политиздате, хотелось бы начать с двух цитат, которые появились в печати уже после того, как эти книги поступили к читателю.
Первая цитата - из секретной инструкции венгерской редакции радиостанции "Свободная Европа". Известно, что эта станция - так же как и ее "коллеги" по разбою в эфире - любит выставлять себя "независимой", служащей "свободному распространению информации в полном убеждении, что этим содействует миру и взаимопониманию между народами...". А инструкция из Вашингтона предписывает этой станции буквально следующее: "...если речь о Венгрии ведется в связи с другими социалистическими странами, и прежде всего с Советским Союзом или Варшавским Договором, следует проявлять дифференцированный подход, использовать любую возможность для противопоставления".
Вторая цитата взята из газеты "Нью-Йорк дейли ньюс". Разоткровенничавшись, она поведала, что работу радиостанций "Свобода" и "Свободна" Европа" "по своему значению можно приравнять к военным акциям против СССР и других социалистических стран".
Эти цитаты - сообщения с "театра военных действий" "психологической войны", развязанной империализмом, подтверждают актуальность книг В. Л. Артемова. В них читатель найдет детальное освещение доктрин и практики антисоциалистической стратегии империализма в период с 50- х годов до наших дней. Большую практическую пользу идеологическому активу, несомненно, окажет разоблачение форм и методов враждебной пропаганды.
А теперь давайте подробнее остановимся на отдельных разделах книг, сочетающих в себе информационную насыщенность интересным фактическим материалом с глубиной научного анализа.
ГОНКА "РАДИОВООРУЖЕНИЙ"
В начале 1933 г. президентом США было заявлено, что у правительства этой страны нет более важной внешнеполитической инициативы, чем дальнейшая активизация радиостанций "Голос Америки", "Свобода" и "Свободнее Европа".
* Являясь лидером "радиовойны" против социалистических государств, Соединенные Штаты довели объем вещания на эти страны до 75% от своей внешнеполитической радиопропаганды.
* За последние годы удвоилось количество "информации" о внутренней жизни Советского Союза в передачах "Голоса Америки" на языках несоциалистических стран.
О том, что слово "информация" здесь необходимо брать в кавычки, свидетельствует такой эпизод, описанный в книге "Правда о неправде". Произошел он на островах Зеленого Мыса незадолго до завоевания ими независимости. В один из воскресных дней на главном острове прошел крестный ход под лозунгом "Помолимся за несчастных братьев и сестер в Советском Союзе!". Нищих, голодных, неграмотных крестьян заставили молиться за то, чтобы советским людям стало "чуть полегче". Их собственная жизнь уже не казалась им столь безнадежно беспросветной.
Прочитав это, кто-то из читателей задастся вопросом: да, отрицательные представления об СССР американской пропаганде удалось навязать жителям далеких островов, но на что же она рассчитывает, активизируя пропагандистскую обработку граждан нашей страны? Неужели, передавая извращенную информацию о внутрисоюзной и международной жизни, можно убедить кого-то, что это и есть правда?
Ну во-первых, потому и активизируют, что уже не могут добиться желаемого эффекта. А во-вторых, чувствуя слабость своих позиций, наши идеологические противники стараются скрывать свое лицо. Неправых целей добиваются неправыми средствами. Но не все еще способны их точно и своевременно проанализировать, определить, какую картину задумали создать западные пропагандисты из той весьма пестрой информационной мозаики.
Рассматривая историю антисоциалистической стратегии, подробно показывая, как готовились на Западе, а затем раздувались пропагандой "афганский" и "польский" вопросы, раскрывая "кухню" подготовки враждебных радиопередач, В. Л. Артемов убедительно разоблачает эти неправые средства.
Попробуем кратко представить лишь некоторые из них, подробно разбираемые автором.
ТАКТИКА АНТИСОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЫ: ОГОНЬ ПО ОДИНОЧКАМ
- Наиболее широко "радиоголоса" используют тактику охаивания советского образа жизни.
Одновременно обильно демонстрируются мнимые преимущества жизни на Западе.
- Наряду с этим ежедневно в сетке программ "Голоса Америки", Би-би-си или "Немецкой волны", не говоря уже о "Свободе", фигурирует тема или информация о советской действительности, способная привлечь к себе внимание враждебных элементов и дать пищу для антисоветских выпадов или аполитичного брюзжания людям неустойчивым, колеблющимся, не обладающим идейной убежденностью и умением критически оценивать информацию, пишет В. Л. Артемов. Огонь по одиночкам, "дробление" аудитории - важнейшая составная часть тактики антисоветской пропаганды.
- Для этого практикуется обсуждение вопросов, по которым может обнаружиться расхождение между личностью и коллективом, поощряются центробежные тенденции у людей самонадеянных, эгоистичных, зараженных индивидуализмом и зазнайством.
- "Радиоголоса" даже идут на то, что называют темы, которые не могут быть предметом широкого интереса. Скажем, заводят разговор о порнографии и говорят, что "там" она допустима и вовсе нет в ней ничего аморального и непонятно, мол, почему она запрещена в СССР. "Голос Америки" расписывает свободы, которыми будут пользоваться американские гомосексуалисты, так как в США отменен запрет мужеложства. В СССР это - уголовное преступление, поскольку связано с духовной и физической деградацией личности.
Спортсменам обещают баснословные гонорары, артистам - право не считаться с законами эстетики, художникам - нетребовательность по части художественности и мастерства и т. п. Всем обещают все, подчеркивает В. Л. Артемов, вне зависимости от того, соответствует это действительности или нет. Так заманиваются и заочно (поначалу) вербуются так называемые "диссиденты".
Потом империалистические разведки и "голоса", создав им рекламу, напяливают на головы отдельных отщепенцев терновые венки "мучеников".
- Муссирование в эфире имен этих "инакомыслящих" - тоже характерный прием буржуазной пропаганды.
- Следующий излюбленный прием буржуазной радиопропаганды - приписывание собственных мыслей иным источникам, по возможности авторитетным. Этот старый ход был пущен в оборот американским журналом "Ридерс дайджест". Его редакция сама готовит или заказывает на стороне нужные материалы, а потом с помпой подает самоделку как "перепечатку". Такого рода "перепечаток" в этом издании до 50 - 60%.
- Тактика провоцирования настроений неуверенности, нигилизма включает в себя прием "дозированной критики", когда на словах признаются отдельные положения кашей теории, но только для того, чтобы позлорадствовать над тут же изобретенными "несоответствиями", "противоречиями" между ними и нашей жизнью. Обычно, отмечается в книге "Правда о неправде", для нападок выбираются те положения марксизма-ленинизма, которые будут осуществлены в условиях коммунизма, но еще не реализованы полностью при развитом социализме.
Среди приемов, разбираемых подробно автором рассматриваемых книг, - мнимая информированость и оперативность "голосов", использование стереотипов.
Отдельная глава книги "Правда о неправде" посвящена контрпропаганде как части идеологической работы. В ней разбираются методы предупреждения, разоблачения, формы наступательной борьбы с буржуазной пропагандой. Той самой пропагандой, которая, прикрываясь "свободой информации" пытается уверить, что с помощью радио невозможно вмешиваться во внутренние дела. Хотя, по признанию "Нью- Йорк пост", более 30% передач радио "Свобода" или "Свободная Европа" - это материалы, распространение которых в социалистических странах карается по закону.
Рецензия-реферат Н. ВИТЯЗЕВА