(Продолжение. Начало см. N 40)
- У нас с вами различные социальные системы, да и равные воззрения на политику. Мы никогда не поймем друг друга в плане идеологии, - откровенничает Редлих, директор департамента информации РС - РСЕ, он же главный советник по связям с прессой. - Мы частная радиостанция и полагаем, что можем дать возможность любому желающему высказывать свое мнение о Советском Союзе перед микрофоном.
- В таком случае объясните нам, мистер Редлих, каким образом готовятся ваши передачи для Советского Союза?
- Наша РС - РСЕ - американская фирма. И русскую редакцию возглавляет тоже американец - Роберт Так. Лично я в подготовке программ не участвую... - поспешно отмежевывается от своих коллег наш собеседник.
- А нельзя ли встретиться с человеком, который непосредственно занимается разработкой программ на русском языке? Мы, поймите, ведь не случайно заинтересованы в этом: в пяти или шести передачах, которые мы прослушали за последние дни, ни единого честного слова в адрес СССР не было сказано. Почему, например, отравляет эфир клеветническая стряпня отщепенца-уголовника Буковского? Почему ваша радиостанция усиленно пропагандирует такие идеи, как "плюрализм вместо социализма", "рыночную экономику и свободную торговлю", пытается опорочить новые мирные советские инициативы, ведет разнузданную пропаганду против народной Польши, Афганистана?!
Мистер Редлих снова начинает плутать в потемках псевдонаучных рассуждений о "свободе слова" и "правах человека". Ни одного конкретного ответа на вопросы. Он, правда, по нашей настоятельной просьбе "охотно" обещает устроить "на следующий день" встречу с Робертом Таком, но... умышленно или не умышленно не устраивает ее. Редлих говорит, что сей джентльмен "не знает русского языка(?)", а потому, мол, и не прослушивает передачи "на Россию" и не имеет представления, что "выпускает в эфир русская редакция". Он, наконец, уже совершенно нагло утверждает, что деятельность РС - РСЕ якобы направлена на укрепление мира и расширение гражданских свобод.
Наша встреча с мистером Редлихом на следующий день носила более обостренный характер. Видимо, суть беседы, которая наверняка была записана хозяином кабинета на ленту магнитофона, запрятанного в чреве письменного стола, не вызвала особого энтузиазма у начальника мистера Редлиха.
В конечном итоге Редлих выборочно показал нам, так сказать, "фасад" РС - РСЕ. Он провел нас по обычному, как сам выразился, маршруту. Обширная библиотека, где среди всего прочего мы увидали подшивки "Известий" и "Недели", одно из помещений редакции новостей и, наконец, эфирная студия - электронный спрут РС - РСЕ с щупальцами-антеннами, направленными только на Восток. Если, войдя в это помещение, повернуться на 180 градусов, то на двух панелях вы увидите, мигающие огоньки радиоузлов и медленно вращающиеся бобины. Слева, следовательно, прокручивается клевета на Советский Союз, справа - на пять других социалистических стран.
В эфирной студии находилось несколько человек. Судя по испуганным глазам, которые смотрели на невесть откуда свалившихся в "святая святых" радиостанции советских журналистов, может быть, это были те самые преступники и предатели, наличие которых на РС - РСЕ отрицал мистер Редлих.
Мюнхенским радиоголосам не очень везло в последнее время. В адрес РС - РСЕ не раз раздавались упреки и окрики от работодателей: мол-де, не очень стараетесь, господа, не слушают вас люди.
Новые задачи, выдвинутые властями перед РС - РСЕ, вынудили американскую администрацию провести за последние годы ряд реорганизационных мероприятий. Но мы не намерены перечислять всех, кого "убрали", кого "назначили" на подрывные посты РС - РСЕ. Речь о другом. Как говорится, микрофоны не краснеют. Кто только перед ними не выступал! Кое-кого мы упоминали в беседе с мистером Редлихом. Теперь - подробнее, хотя заметим, что с кадрами на РС - РСЕ все труднее...
Старики радиодиверсанты или впадают в маразм, или уходят в мир иной. Новое пополнение идет в основном за счет "израильского канала", то есть лиц, выезжающих в Израиль для "воссоединения с родственниками", как сами понимаете, в основном мифическими. Людишки эти, как правило, не безгрешны. Поэтому на мюнхенских радиостанциях они желанные гости. Вот, к примеру, один из таких "кадров" - Михаил Геллер, уроженец города Могилева. За хищение социалистической собственности был осужден на 15 лет лишения свободы. После освобождения выехал за границу и осел в Париже. Там он сразу нашел дорогу к полковнику ЦРУ Максу Ра лису, который организовал во французской столице так называемое "Бюро по изучению аудитория и эффективности радиовещания". Сей офис, напрямую связанный с ЦРУ и студиями РС - РСЕ, - один из крупных европейских вербовочных пунктов, в сети которых плывут антисоветские отбросы, тщательно там сортируются, проверяются и затем "распределяются" в различные центры идеологических диверсий (заметим, что нам довелось побывать и в офисе Ралиса и побеседовать с ним). Полковник Ралис после близкого знакомства с уголовником Геллером предложил ему пост "советника по проблемам России". И вот теперь Геллер, переименовав себя для "пользы дела" в Адама Кручека, верно служит ЦРУ.
Его коллега, некто Игорь Гордиевский, уроженец Одессы, постарше Геллера. Когда Одесса была временно захвачена немецкими фашистами, Игорь появился в доме своей матери в форме гитлеровского офицера. В 1943 г. он бежал с отступавшими немцами на Запад. В 1945 г. его снова видели в Мюнхене в форме офицера СС. Преступная тропа в конце концов привела Гордиевского в американские спецслужбы. Его приголубили, подучили, сделали платным агентом и внедрили в эмигрантскую организацию. А затем изменник надолго осел в стенах РС - РСЕ, где по сей день клевещет на социализм под именем Андрея Кулицкого.
Лев Ройтман, уроженец Еревана, юрист по образованию, работал в Киевской областной коллегии адвокатов. За допущенное злоупотребление служебным положением понес наказание и был уволен в соответствии с законом. В 1973 г. выехал на постоянное жительство в Израиль. В 1974 г. расторг брак с первой женой и бракосочетался с некой Шерон Голлер, известной как активный член реакционной организации "Лига защиты евреев". Перебрался в Мюнхен. С конца 1973 г. занимается клеветническими измышлениями в стенах "русской редакции" РС - РСЕ. Все, кто знал этого отщепенца по Киеву, характеризуют его как наглого стяжателя, отмечают его стремление к "красивой жизни" без затрат сил и энергии. Он прослыл азартным картежником и фарцовщиком.
(Продолжение следует)