ВСКОРЕ после осуществления в Афганистане Апрельской революции 1978 г. США и их союзники параллельно с военно- диверсионными акциями против этой страны развернули и кампанию подрывной пропаганды.*
Суть ее сводилась к искажению правды о целях и достижениях Апрельской революции, об интернациональной помощи Советского Союза Афганистану, о политике афганского руководства. Тем самым империализм стремился разжечь в стране националистические и религиозные страсти, обострить положение, развязать братоубийственную войну. В то же время перед пропагандистскими службами ставилась задача любыми средствами оправдывать и обосновывать вооруженное вмешательство западных государств во внутренние дела Афганистана.
РУПОРЫ ЛЖИ И КЛЕВЕТЫ
В подрывной радиопропаганде против народа Афганистана, организованной США, самое активное участие приняли Англия, ФРГ, Пакистан, Египет, Израиль, а также "Радио Тегерана" и вещательные организации некоторых других стран.
Лишь по приблизительным подсчетам, сделанным на основе данных ЮНЕСКО за 1980 г., радиопропаганда перечисленных стран на население ДРА выглядела следующим образом: вещание велось на трех основных языках Афганистана (дари, пушту, фарси) и на ряде языков национальных меньшинств; суммарный объем передач достигал 14 - 18 часов в сутки (почти столько же, сколько звучали национальные программы Афганского радио!). Нужно еще учесть, что внутренние передачи Ирана (на фарси) и некоторых других государств этого региона также принимаются в Афганистане, что заметно увеличивает общий объем антиафганской радиопропаганды. Вышеуказанные страны использовали в вещании на ДРА почти 50 частот в различных диапазонах, а общая мощность их радиопередатчиков превысила 12 600 киловатт!
Характерно, что в радиовойне против Афганистана пропагандистские службы США и подключившихся к ним стран, учитывая особенности потенциальной аудитории, сразу же отказались от тактики "запланированной объективности", от метода "сбалансированной информации" и прочих подобного рода приемов. Лейтмотив их передач, будь то "Голос Америки", Би-би-си или "Немецкая волна", - извращение сущности Апрельской революции, попытки выдать ее за военный путч. Слушателям внушалась мысль, что введение на территорию страны ограниченного контингента советских войск по просьбе ее законного правительства - это не что иное, как "экспорт революции"; прилагались все усилия, чтобы дискредитировать политику НДПА, представить ее как политику насильственного разрушения ислама и национальных традиций, создать картину такого Афганистана, который "содрогается от внутреннего недовольства". Тем самым ставилась цель подорвать афганскую революцию изнутри, ослабить связи НДПА с народом, во что бы то ни стало сформировать у слушателей представление, будто ДРА находится в международной изоляции. Обратимся, например, к передачам западных радиостанций от 20 июля 1980 г. (стенограмма сделана автором).
КАК ДЕЛАЮТСЯ "НОВОСТИ"
Би-би-си в этот день выделила в утренних передачах "информацию" о том, что, "по сообщениям из Афганистана, 250 школьниц в Кабуле арестовано и 400 исключено из школ за антисоветские демонстрации" и что "английский язык в школах запрещен, потому что вводится русский язык". В качестве источника информации Би-би-си указала некоего безымянного корреспондента газеты "Дейли телеграф", совершившего якобы "путешествие на машине по Афганистану".
Эти факты были, грубо говоря, высосаны из пальца (через несколько дней агентство Бахтар официально их опровергло). Однако "Немецкая волна" сочла нужным не только повторить, но и несколько усилить английское сообщение. "В Кабуле, - говорилось в информационном обзоре, передававшемся этой радиостанцией днем, - арестовано 270 девочек в возрасте от 15 до 19 лет". "Радио Пешавара", существующее на средства ЦРУ США, уже не удовлетворилось таким количеством "арестованных", заявив: "Из Кабула сообщается, что около 3 тыс. учащихся находятся в тюрьмах за участие в демонстрациях против СССР". "Голос Америки" в вечерней передаче подвел итог и по-своему подал "утку", запущенную в эфир Би-би-си: "Из Кабула поступают все новые сообщения о продолжающихся арестах среди молодежи за участие в демонстрациях против СССР. В учебных заведениях Афганистана теперь не будет преподаваться английский язык, а только русский".
В тот же день, 20 июля, передачи на ДРА были полны измышлений об использовании советскими войсками "химического оружия против муджахиддинов и мирного населения" ("муджахиддины" - правоверные мусульмане, борющиеся против неверных; так буржуазная радиопропаганда именует тех, кого в народе называют "душманами" - бандитами), о "победах муджахиддинов" и "поражениях" афганских войск, о "волне политических убийств в Кабуле" и т. д.
Тема "политических убийств", с одной стороны, служит тому, чтобы посеять в народе тревогу и смятение, а с другой - нужна как возможность своеобразного инструктажа: кого следует устранять.
В феврале 1980 г., например, Би-би-си, "Голос Америки", а также "Радио Пешавара", ссылаясь на агентства Рейтер и Франс Пресс, сообщили, что член Политбюро ЦК НДПА, заместитель Председателя Революционного совета ДРА Султан Али Кештманд был "ранен в перестрелке, а затем скончался". Через несколько дней слушателям была преподнесена другая "новость": "Во время заседания Революционного совета в перестрелке ранен член ЦК НДПА Махмуд Барьялай". Агентство Бахтар решительно опровергло эти измышления, сообщив, что С. А. Кештманд "находится в Москве и в ближайшее время возвратится на родину", а М. Барьялай "здоров и сегодня вылетел во главе партийной делегации в столицу Эфиопии".
ЛОЖЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ
Для фабрикации слухов и различных измышлений об афганской действительности использовался любой предлог, любое событие. Если афганская печать писала, что в Кабуле продолжается строительство нового жилого микрорайона, то "Радио Пешавара" или "Голос Америки" немедленно объясняли это "намерением русских остаться надолго"; если тот или иной политический деятель не появлялся несколько дней публично, сейчас же сообщалось, что он или "убит", или "посажен в тюрьму"; если в горах, окружающих Кабул, в карьерах, где добывается строительный камень, гремели взрывы, то Би-би-си или "Немецкая волна", ссылаясь на "пассажиров, которые прибыли в Дели из Кабула, в числе которых был один сотрудник Международного банка", сразу же заявили, что в афганской столице "идут бои".
Даже сами западные корреспонденты иногда опровергали подобные вздорные слухи. Так, корреспондент лондонской "Таймс" рассказывал на страницах своей газеты: "Я вышел на балкон гостиницы, в которой остановился в Кабуле, в руках у меня был приемник, настроенный на волну "Голоса Америки", и я услышал: "В Кабуле происходит бой. Афганские солдаты воюют с советскими в крепости Бала Гисар, центре афганской столицы". Я, естественно, устремил взор в сторону крепости. Коричневые каменные стены форта, возвышавшиеся на холме, были отчетливо видны. Но над ними не вился дым или огонь, не слышно было тревожных гудков автомобилей в соседних районах. Не было никакого боя. В Бала Гисар все спокойно, в городе тоже. Никаких войск на улице. Если говорить без обиняков, "Голос Америки" нес чепуху".
Следует отметить, что в вещании на Афганистан западные радиостанции и их подручные использовали и используют прежде всего такие манипулятивные приемы, которые рассчитаны на низкий уровень политического сознания потенциальной аудитории. Ставка делалась и делается на эмоции, на неосведомленность, неграмотность, религиозные предрассудки.
А. ПАНФИЛОВ, доктор исторических наук.
---
* См. "АиФ" NN 39 - 42.