(Продолжение. Начало см. "АиФ" N 46, 47)
ПРИЕХАВ В ИЗРАИЛЬ, бывшие советские граждане начинают понимать, что находятся в совершенно другом мире, где человек человеку - волк.
Новые иммигранты убеждаются, что здесь все отношения построены на чистогане, человек стоит столько, сколько он имеет денег. "В Израиле за асе надо платить", "нами не занимаются", "нам не предоставляют работу по специальности", "нас направляют не в города, а в районы развития" (где отсутствуют нормальные жилищные условия и культурная жизнь) и т. д. и т. п. - вот лишь часть жалоб со стороны лиц, в свое время поверивших сионистским златоустам.
Главное, что создает барьер несовместимости, - это принципиальное различие духовной жизни и моральных норм в СССР и в Израиле: в последнем господствуют в основном худшие американские стандарты в своеобразном сочетании с иудейским религиозным обскурантизмом. Эти люди с тоской и чувством отчаянья вспоминают о многогранной, полнокровной культурной жизни в Советском Союзе, гарантированном праве на труд и на отдых, бесплатной медицинской помощи, дешевом жилье, бесплатном образовании и многом-многом другом, чего сами себя лишили.
Здесь попрекают даже старостью, а приехавших из Средней Азии и Грузии фактически рассматривают как евреев "второго сорта".
В той или иной степени в различных вопросах подобное отношение испытывает на себе едва ли не большинство выехавших из Советского Союза. Советские дипломы о высшем образовании и ученых степенях, как правило, не признаются. Поэтому, а также вследствие жесточайшей конкуренции вчерашние врачи, инженеры, бухгалтеры и музыканты с трудом устраиваются на работу (причем нередко временную) медсестрами, сиделками, официантами, подсобными рабочими... Для некоторых иммигрантов "хождения по мукам" усугубляются серьезными трудностями приспособления к израильскому климату, а также неспособностью изучить иврит.
Факты свидетельствуют о том, что евреям, выехавшим из СССР, не удается в Израиле занять ведущие или влиятельные посты в государственно-политических и общественных кругах, прочно утвердить свое положение в профессиональном плане. Даже лица, ставшие ярыми антисоветчиками, не смогли сделать карьеру. 90% из числа прибывших из СССР, занявшихся в Израиле бизнесом, обанкротились. Исключением является некоторое число лиц, процветающих благодаря различного рода махинациям и аферам.
ЧУЖИЕ СРЕДИ "СВОИХ"
В статье под характерным заголовком "Советские евреи плохо устраиваются в Израиле" известный американский журналист Р. Кайзер писал в "Вашингтон пост": "Самая очевидная из таких бед (что неудивительно) - это разделяемое всеми чувство, что они находятся в чужой стране..." Автор подчеркивает, что большинство выходцев из Советского Союза говорят об Израиле и израильтянах не иначе, как "они", "их правительство", "их армия", "их политические деятели". В свою очередь американская газета, выходящая на русском языке, "Новое русское слово", говоря о жизни бывших советских граждан на Западе, вынуждена признать: "То, что казалось всего лишь пропагандой там, на их бывшей Родине, оказывается здесь печальной действительностью". Далее даже эта реакционная газета мрачно констатирует: "Форм несвободы в этом (западном) мире множество".
Живя в СССР, большинство нынешних "олим" о том, что такое капитализм, сионизм, конкуренция, классовая борьба и тому подобное, на своем опыте, естественно, не знали.
Столкнувшись на деле с "прелестями израильского образа жизни", "сионистского рая", вчерашние советские граждане, как правило, начинают ощущать барьер психологической и социальной несовместимости двух противоположных миров. К ним приходит запоздалое отрезвление, многие охвачены ностальгией и готовы на все, только бы удалось вырваться из "Пруссии Ближнего Востока". А сколько несчастных людей по вине сионистов потеряли здоровье и душевный покой!
БЕГСТВО
Части бывших советских граждан удалось, расплатившись с долгами, прибегнув, как правило, к различным хитростям, бежать с "земли обетованной". Так возникли большие группы беженцев из Израиля в Вене, Риме, Никосии, Бонне, Западном Берлине, Нью-Йорке и ряде других городов США, в Канаде. Число таких людей постоянно растет.
Однако далеко не все бывшие советские граждане, понявшие, что "земля обетованная" не состоялась, что они попались на удочку коварной сионистской и империалистической пропаганды, смогли выбраться из капкана. Многие находятся в долговой кабале, многие запуганы, забиты, опустились; другие все еще думают, что, может быть, им когда-нибудь удастся выкарабкаться, сделать карьеру. Немало и таких людей, которые делают вид, что довольны своей судьбой, хотя прекрасно понимают, что в руководимом сионистами Израиле ничего хорошего их не ждет.
Выехавшие из Советского Союза составляют лишь часть (причем в силу отмеченных выше причин - незначительную) эмигрантов из Израиля. Всего, по данным израильской печати, из этой страны эмигрировало 800 тыс. человек.
"Собирание на земле предков" в последние годы резко снизилось. Число уезжающих из Израиля в последние годы, как правило, превышает количество прибывающих. Это бегство - одно из свидетельств кризиса сионизма, банкротства политического курса израильского правительства. Горький, нередко трагический опыт покинувших Родину людей привел к тому, что число лиц, ходатайствующих о выезде в Израиль, начиная с конца 70-х годов постоянно и весьма значительно снижается, Участились случаи, когда подавшие заявления с просьбой о выезде забирают их обратно.
Что касается уезжавших в последние годы из Советского Союза лиц еврейской национальности, то большинство из них, минуя Израиль, направились в США и некоторые другие западные страны. В 1977 г. число этих "прямиков" (так их называет израильская печать) составляло 50,7%, 1979 г. - около 70%, в 1981 г. - 81%. Это вызвало раздоры и грызню между израильскими и североамериканскими сионистскими лидерами и центрами. Дело в том, что, и правящие круги США, неотъемлемой составной частью которых является местная сионистская верхушка, также осуществляют "выкачку умов", хотят получить сравнительно дешевую дополнительную квалифицированную рабочую силу, солдат и пополнение стана антисоветчиков теми, кто будет "лгать как очевидцы". Антисоветизм, как известно, нынче самый ходовой товар на Западе - как и в Израиле. Предатели и отщепенцы из числа бывших советских евреев вместе с ренегатами другого национального происхождения в поте лица своего отрабатывают иудины сребреники.
Часть бывших советских евреев надеялась либо все еще надеется найти "землю обетованную" в США или в какой- нибудь другой стране Запада. Но и эти планы, за редчайшим исключением, построены на песке.
Неуверенность в завтрашнем дне и мучительные поиски подходящей работы, безжалостная конкуренция и максимальная эксплуатация, постоянный духовный голод и горькая тоска, подлинное значение которой эти люди осознали с таким большим запозданием, находясь в израильском кибуце или в нью-йоркском районе Брайтон-Бич, в печально известном венском доме на Мальцгассе или в римском пригороде Остия, - таков удел этих людей.
Л. ДАДИАНИ, кандидат юридических наук