В ПОПЫТКАХ БУРЖУАЗНОЙ историографии обелить империализм, снять с него ответственность за развязывание второй мировой войны много места занимает извращение советско-германского договора о ненападении, заключенного 23 августа 1939 года. Действия Советского правительства, направленные на обеспечение безопасности своей страны, толкуются нашими идеологическими противниками как "сговор с гитлеровской Германией", как "важнейшее событие", якобы приведшее к началу второй мировой войны.
ГРУБАЯ КЛЕВЕТА
Подобные утверждения ложны от начала и до конца. Цель этой клеветы - скрыть от народов тот бесспорный факт, что истоки войны (как указывалось в "АиФ", 1984, NN 45, 46) заключены в самой капиталистической системе.
Ответственность за развязывание второй мировой войны целиком и полностью лежит на международном империализме, который в течение многих лет накапливал взрывчатый материал, создавал благоприятные условия для гонки вооружений и роста милитаризма. Война подогревалась иностранными монополиями, прежде всего американскими и английскими, которые играли активную роль в вооружении фашистской Германии. Путем уступок агрессорам, путем проведения политики "умиротворения" западные державы пытались подтолкнуть гитлеровцев и их союзников к нападению на СССР.
Грубой клеветой являются утверждения буржуазных фальсификаторов, будто в 1939 г. Англия и Франция "искренне" хотели достичь соглашения с СССР о совместной борьбе против фашизма, а Советский Союз, заключив договор с Германией, якобы совершил "предательство" по отношению к ним.
На самом деле не Советский Союз, а Англия и Франция противились заключению оборонительного союза против гитлеровской агрессии.
Напомним, что на переговорах военных миссий СССР, Англии и Франции, начавшихся 12 августа 1939 г. в Москве, советская сторона представила подробно разработанный план, согласно которому Советский Союз обязывался выставить против агрессора в Европе 136 дивизий, 5 тыс. тяжелых орудий, 9 - 10 тыс. танков и 5 - 5,5 тыс. боевых самолетов.
План предусматривал три конкретных варианта совместных действий вооруженных сил СССР, Англии и Франции.
1) В случае агрессии фашистской Германии против Англии и Франции СССР обязывался выставить 70% тех вооруженных сил, которые Англией и Францией будут направлены против Германии. В этом случае предусматривалось обязательное участие в войне Польши в силу ее договора с Англией и Францией.
2) В случае агрессии Германии против Польши и Румынии эти страны должны были выставить на фронт все свои силы, а Советский Союз - 100% тех вооруженных сил, которые выставят Англия и Франция непосредственно против Германии.
3) В случае нападения Германии на СССР через территорию Финляндии, Эстонии и Латвии Франция и Англия должны вступить в войну с Германией и выставить 70% тех сил, которые будут выставлены Советским Союзом.
Предложенный советской стороной план, который буржуазная историография склонна замалчивать, наглядно свидетельствует о непреклонной решимости и стремлении СССР преградить путь фашистской агрессии, о его желании заключить с Англией и Францией взаимообязывающее равноправное соглашение о военном сотрудничестве. С англо-французской стороны такой решимости и желания не было.
ТАЙНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ
Мало того, параллельно с переговорами в Москве западные державы пытались договориться с гитлеровцами. Делалось это тайно, по нескольким каналам. Сначала - через представителя германского телеграфного агентства в Лондоне Ф. Хесса, а летом 1939 г. - через агента английской секретной службы С. Коттона.
Германии были сделаны далеко идущие предложения о со трудничестве на антисоветской основе. При этом английские правящие круги обещали гитлеровцам прекратить переговоры с СССР и отказаться от гарантий Польше, незадолго до этого предоставленных Англией, т. е. выдать Польшу Гитлеру, подобно тому, как это было сделано с Чехословакией, и тем самым подвести вермахт к советским границам.
Детали сговора, как свидетельствуют английские источники, в Лондоне надеялись уточнить при личной встрече Чемберлена с Герингом, поездка которого на Британские острова была назначена на 23 августа. Самолет Геринга должен был приземлиться на уединенном аэродроме в Хартфордшире, где его в строжайшей тайне готовились встретить представители английского правительства. Отсюда рейхсмаршал собирался проследовать в Чекерс, загородную резиденцию премьер- министра Чемберлена.
Хотя англо-германские переговоры велись тайно, имевшихся наблюдений и сообщений печати было достаточно, чтобы понять коварство правительства Англии. Переговоры с СССР служили для Англии лишь одним из средств давления на Германию с целью сделать ее более сговорчивой.
В такой обстановке Советский Союз не мог рассчитывать на соглашение с Англией и следовавшей за ней Францией о сотрудничестве против гитлеровской агрессии.
Таким образом, последняя возможность остановить совместными усилиями готовившееся нашествие вермахта на Польшу была утрачена. Планы международного империализма зажать СССР в тисках двух фронтов, с Запада и Востока (летом 1939 г. советские и монгольские войска отражали японскую агрессию на реке Халхин-Гол), казалось, были близки к осуществлению. В грозной для СССР и судеб мирового социализма обстановке Советское правительство, исчерпав все возможности добиться согласованных мер для пресечения фашистской агрессии, решило принять предложение Германии о заключения договора о взаимном ненападении. Это был вынужденный и, как подтвердили последующий события, дальновидный шаг.
Договор не был направлен против интересов какого-либо другого государства и, конечно, не мог служить "провоцированию войны". Советское правительство пошло на заключение договора с Германией лишь после того, как были исчерпаны все возможности создания системы коллективной безопасности, способной остановить фашистскую агрессию.
Заключив договор о ненападении с Германией. Советский Союз тем самым избежал ловушки, в которую его хотели заманить империалисты. Этот шаг дал более 20 месяцев для укрепления оборонной мощи первого в мире социалистического государства, что отвечало интересам трудящихся всего мира, всех прогрессивных сил.
А. ЯКУШЕВСКИЙ, кандидат исторических наук