ИДЕЯ "СОВЕТСКОЙ УГРОЗЫ" неизменно сохраняется в качестве одного из лейтмотивов буржуазной пропаганды, охотно эксплуатирующегося на разных этапах существования "массовой культуры". Сегодня эту тему активно использует политический детектив, достаточно эффективно усиливая тот "публицистический террор", которому подвергается обыватель на Западе. Миф о "(красной угрозе" внедряется через прессу, специальные радио- и телепередачи; в одних советские войска "форсируют Ла-Манш" или "приближаются к Рейну", в других живописуются действия "советских шпионов" в США, ФРГ, Англии и Франции...
Расчет здесь прост: необходимость спасти Европу от "красной опасности" оправдывает, помимо всего прочего, гонку вооружений, установку американских ракет в Западноевропейских странах.
ПУГАЯ ЗАГОВОРАМИ
В этом смысле весьма характерны романы английского автора К. Форбса "Каменный леопард" и "Двойной риск", целиком построенные на тезисе о "советской угрозе". В первом из них, отличающемся, по словам "Санди таймс", "изобретательным, безостановочным действием", французские, американские, британские и западногерманские секретные агенты "играют в смертельную чехарду" с "силами зла", грозящими из-за "железного занавеса".
Заговор, о котором идет речь в "Каменном леопарде", готовит не кто иной, как сам президент (вымышленный, понятно) Французской Республики Флориан. Один из бывших руководителей движения Сопротивления, он оказывается "главным коммунистическим агентом", с чьей помощью русские намерены прибрать к рукам Францию. Уже готов "план операции": а назначенный день в стране должен произойти "коммунистический переворот", для поддержки которого к ее берегам уже отправляется из Одессы мощная советская эскадра. Флориан объявит о заключении "военного пакта с Советами", затем назначит совместные военные маневры; они-то и перерастут в операцию "захвата". Порты Тулона и Марселя будут открыты для советских войск, а Западная Германия, "проснувшись, обнаружит, что окружена: советские дивизии на Востоке, советские дивизии к Западу от Рейна". Скоро "советский флаг будет развеваться рядом с трехцветным".
Образ ближайшего будущего, создаваемый в романе Форбса, поразительно напоминает абсурдные картины, которыми будоражат воображение читателя средства массовой информации или псевдонаучные опусы о "безоружной Европе". Форбс подробно живописует, как европейские страны одна за другой попадают в "советскую сферу влияния". Португалия, к примеру, становится "коммунистическим государством", в Греции после переворота к власти приходят коммунисты, Испания оказывается в руках коалиции, в которой доминируют "прокоммунистические элементы", и т. д. Советские военные корабли патрулируют вблизи Афин, стоят на якоре у Барселоны, используют Лиссабон как военно- морскую базу. Средиземное море превращается на страницах романа в "Русское море". К тому же американские войска покинули Европу, и это еще более усиливает "угрозу коммунизма". Цель всей этой словесной чехарды ясна: читатель должен делать прямой вывод о жизненной важности американского присутствия в Западной Европе и развертывания новых видов стратегического оружия.
Роман Форбса "Двойной риск" по своей идее близок "Каменному леопарду" - снова кучка убийц, действующих "по указке Москвы". Одна из линий романа связана с действиями некой неонацистской организации в Баварии. Неонацисты выглядят, по сути, безобидными рядом со злодеями, угрожающими "свободному миру". Так компрометация социализма сопровождается "тихой" реабилитацией фашизма.
Этим идеологическим трюком пользуются и другие западные авторы политических детективов.
ИЗБИТАЯ ФОРМУЛА
В 70 - 80-е годы западный книжный рынок захлестнула волна романов о высокопоставленных "агентах Кремля", готовых "преподнести на тарелочке" Советскому Союзу собственную страну - характерно, что сама эта избитая формула кочует из одного сочинения в другое. Выполняя вполне определенный социально-политический заказ, авторы стращают свою читательскую аудиторию кознями бесчисленных "затаившихся врагов".
Авторы политических детективов заселяют "агентами Кремля" самые неожиданные сферы жизнедеятельности современного западного общества. В романе американского автора А. Друри "Трон Сатурна" коварные русские, действуя через "своих людей" в разных слоях американского общества, пытаются помешать астронавтам США отправиться в первую экспедицию на Марс. Едва ли не на каждой странице читателя уверяют, как опасно доверять русским - они срывают все переговоры, связанные с освоением космического пространства, чтобы стать его единоличными и полновластными хозяевами, притом, конечно же, с военными целями. Ради этого они организуют разветвленную сеть заговоров, интриг и диверсий, в которые вовлекаются и некоторые честные, но недальновидные американцы, обманутые коммунистами. Интриги плетутся и вокруг состава команды астронавтов с целью сделать ее неработоспособной в долговременном и трудном космическом путешествии и тем самым поставить под угрозу успех экспедиции. Одновременно состоящие на службе у Москвы профсоюзные лидеры организуют забастовку рабочих, занятых подготовкой космического корабля, чтобы вывести из строя самых надежных работников, сорвать сроки, деморализовать участников полета. А уж в открытом космосе русские и не скрывают своей "агрессивности", попросту нападая на беззащитных, охваченных научным энтузиазмом американцев.
НА НОВЫЕ РЕЛЬСЫ
Наиболее активно тема "советской угрозы" эксплуатируется сегодня в новом типе политического детектива, который можно обозначить как роман глобальной политической конфронтации. Он отражает изменившийся характер международных конфликтов на современном этапе, взаимосвязанность событий, происходящих в разных точках земного шара.
Образцом такого фальсификаторского романа с глобализированным сюжетом может служить "Дьявольская альтернатива" английского писателя Ф. Форсайта. Здесь мы находим и миф о "советской военной угрозе", и международную кризисную ситуацию, спровоцированную действиями группы террористов и охватывающую страны трех континентов, и виртуозную работу западного агента, спасающего мир от вооруженного конфликта. Действие переносится из Москвы в Вашингтон, из Лондона в Бонн, из Тель-Авива в Роттердам.
"Красные" вторгаются едва ли не во все европейские страны, из коих одни присоединяются к "советской империи" добровольно, а другие - вынужденно. Печальнее всех участь Великобритании (автор спешит напугать прежде всего соотечественников): страна оказывается вообще "стертой с карты мира".
Антиисторический подход к осмыслению недавнего прошлого проявляется и в фальсификации роли Советского Союза в минувшей войне в романе Л. Уриса "Зал суда королевской скамьи" беллетристически озвучивается известный клеветнический тезис, согласно которому СССР не сделал ничего, чтобы поддержать Варшавское восстание, "позволив немцам его подавить". В романе ни словом не упоминается о том, что советское командование, несмотря на трудное положение на фронте несмотря на полнейшую неожиданность восстания (которое не было согласовано ни с советскими военачальниками, ни с польскими демократическими боевыми организациями), приняло решение поддержать восставших и начать наступательные операции. Что восстание было разгромлено исключительно из-за авантюризма и безответственности националистически и антисоветски настроенных политиканов.
* * *
Совершенно очевидно, что, используя интерес обывателя к развлекательному жанру, каким является детектив, авторы и издатели произведений подобного рода, нагнетающие антисоветский психоз, активно служат целям психологической войны, ведущейся сегодня против мира социализма. Пытаясь отвратить массы от социализма, они выполняют в то же время и другую функцию - идеологической поддержки гонки вооружений, всего агрессивного курса реакционных империалистических кругов.
И. МЛЕЧИНА, кандидат филологических наук