Примерное время чтения: 6 минут
160

КУЛЬТУРА. Советский тенор покоряет Италию

В декабре 1984 г. народный артист СССР, солист Большого театра Владислав Пьявко успешно дебютировал в опере итальянского композитора Пьетро Масканьи "Гульельмо Ратклифф" в Италии, в Ливорно.

"Если стало возможным предложить публике после длившегося 30 лет черного забвения такую масканьевскую оперу, как "Ратклифф", то это заслуга советского тенора Владислава Пьявко, который справился с партией главного героя, решив таким образом проблему, доселе для организаторов непреодолимую..." - писала газета "Иль Тиррено". Творческая победа Пьявко на родине Масканьи - это успех всей советской вокальной школы, которая в последние годы завоевала высокий авторитет в мире.

Сегодня мы предлагаем беседу нашего корреспондента Л. ЕРШОВОЙ с В. ПЬЯВКО.

КОРР. Владислав Иванович, известно, что опера Масканьи за 90 лет со дня написания исполнялась едва ли больше 30 раз, хотя попыток было множество. Но одни теноры теряли голоса, другие отказывались от партий, в лучшем случае "дотянув" до генеральной репетиции. В чем тут дело?

ПЬЯВКО. Партия Гульельмо заставляет певца работать на пределе технических и физических возможностей. На материале этой партии "погибли" четыре известнейших лирических тенора Италии. После того как в 1954 г. Витторио де Сантис, спев Гульельмо, потерял в 31 год голос, лишь через девять лет, к столетию со дня рождения Масканьи, тенор Пьер Миранда Ферраро попытался записать "Ратклиффа" на итальянском радио. Несмотря на то, что запись была сделана с большими купюрами, Ферраро тоже сорвал голос.

И тогда, чтобы стимулировать исполнение этой партии, комитет "Ливорнское лето" принял в 1965 г. решение об учреждении золотой медали для тенора, который сумеет спеть партию Гульельмо.

КОРР. Однако первая медаль была присуждена только через 19 лет - не находилось претендента на нее. Эту единственную пока медаль увезли из "страны теноров" вы.

До сих пор только один русский певец был награжден в Италии медалью - Федор Иванович Шаляпин. Но Шаляпин был бас, а "итальянский тенор" - это не только термин, издревле олицетворяющий заветный "оперный Эверест", но еще и предмет национальной гордости итальянцев.

В чем же секрет вашего успеха в "Ратклиффе", которого музыковеды называют "ужасным" и "кровавым" для теноров?

ПЬЯВКО. Секрета тут нет. Так получилось, что мои вокальные возможности оказались созвучны трудностям партитуры.

Однако есть и другая сторона дела, которую я хотел бы подчеркнуть. Риск сорвать голос при исполнении этой партии очень велик. А что значит потерять голос, хотя бы на время, для певца, который в капиталистической стране связан по рукам и ногам договорами и контрактами? Нарушение этих контрактов ведет за собой обязательную выплату огромных неустоек.

Терапевтическое лечение, специальный отдых для восстановления натрушенных связок тоже стоят немалых денег. К тому же нет никакой гарантии, что фирмы, прослышав о случившемся несчастье, захотят заключить новые и возобновить прежние контракты. Поэтому, оступившись раз, можно вообще остаться без работы и соответственно без заработка.

Вот отчего многие прекрасные певцы Италии не могут позволить себе даже попытаться приблизиться к заветной вершине.

КОРР. Вы не раз бывали на гастролях в Италии. Всегда ли вам был оказан доброжелательный, непредвзятый прием? Ведь в истории театра есть примеры другого отношения. Например, когда Шаляпин выступал в Милане в "Мефистофеле" А. Бойто, ему предложили заплатить за аплодисменты клаки (группы людей, организовывающих овации или освистывающих представление за плату) театра Ла Скала крупную сумму денег.

На следующий день в одной из газет Милана было опубликовано письмо Ф. И. Шаляпина, в котором он писал: "...Я аплодисментов никогда не покупал, да это и не в наших нравах. Я привез публике свое художественное создание и хочу ее, только ее свободного приговора: хорошо это или дурно. Мне говорят, что клака - эта обычай страны. Этому обычаю я подчиняться не желаю. На мой взгляд, это какой-то разбой".

А как теперь, в современном оперном театре Запада, обстоят дела с этим "обычаем"?

ПЬЯВКО. Перед выступлением в ливорнском театре меня предупредили, что если клака театра Ла Скала приедет, то на предстоящем спектакле могут быть свист и шиканье. Дело в том, что Ла Скала считается конкурентом театра в Ливорно. Правда, меня пытались успокоить тем, что эти выпады будут не против меня лично, а против театра. Но мне от этого не было легче.

И хотя в тот раз все обошлось благополучно, обстановка была очень нервозная. В мире капитала, где искусством заправляет коммерция, такое явление не редкость. Так что это обычай не столько Италии, сколько вообще западной, капиталистической культуры.

КОРР. А как глубоко проникает коммерция в сам процесс развития искусства, культуры? Для нас, советских людей, давно стало естественным и привычным, что государство постоянно заботится о театре, кино, музеях и т. д. Какова позиция в этом вопросе правительств западноевропейских государств, в частности Италии?

ПЬЯВКО. Нынешние руководители западноевропейских стран считают, что искусство должно само себя окупать, а если театры, музеи, симфонические оркестры не приносят прибыли, то они должны прекратить свое существование. Пытаясь залатать бреши в государственном бюджете, вызванные непомерными тратами на вооружение, правительства резко сокращают государственные ассигнования на развитие национальных искусств, отдают их на откуп частному капиталу и не принимают энергичных мер для того, чтобы оградить свои страны от пагубного засилья американской коммерческой продукции.

В Западной Европе закрываются театры, музеи, разоряются книжные издательства. Культура и искусство оказались перед лицом финансового кризиса. Даже знаменитая опера Ла Скала в 1984 г. не смогла выплатить своей труппе жалованье и вынуждена была просить международных банкиров о займе в 8 млн. 750 тыс. долларов. Итальянские театры задолжали в целом уже более миллиарда долларов.

Западноевролейское искусство все чаще и чаще вынуждено обращаться за средствами к промышленным и финансовым магнатам, так как материальной помощи от государства ждать не приходится. В Швеции, например, стокгольмская филармония существует на деньги таких фирм, как "Альфа- Лаваль" и "Сааб", а итальянские художники надеются на финансовую помощь фирмы "Фиат" в организации серии выставок изобразительного искусства.

Засилье на сцене и киноэкране сугубо коммерческих шоу, дороговизна билетов, рост расходов на постановки, скудные государственные субсидии - все это ставит под угрозу национальное искусство Италии и других европейских капиталистических стран.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно