Примерное время чтения: 6 минут
112

АНАТОМИЯ ЛЖИ. ЧУЖИЕ ГОЛОСА. УМЕТЬ РАСПОЗНАВАТЬ (часть 2)

Е. НОЖИН, доктор филологических наук, профессор

ИГРЫ В ДОВЕРИТЕЛЬНОСТЬ

В январе 1984 г. "радиоголоса" передели выдержку из телевыступления президента Рейгана, в которой он нарисовал идиллическую картинку воображаемой задушевной встречи американцев Джима и Салли с русскими Иваном и Аней, у которых "одинаковые проблемы" и которые "вполне могут договориться". Но "радиоголоса" скрыли фарисейский характер этой "идиллии", явно рассчитанной на перепуганных растущей военной опасностью обывателей: в том же выступлении президент говорил о "неизменной позиции силы".

Прием "игры в простонародность и доверительность" охотно используется различными "радиоголосами" в подрывном вещании. "Дорогие слушатели, обращаясь к вам в эти минуты, я считаю себя одним из вас" - так начал одно из своих выступлений из Мюнхена шеф польской редакции "Свободной Европы", отщепенец и предатель Найдер, выполняя заказ хозяев из ЦРУ - под аккомпанемент фраз о "любви к Польше" добиваться ее ограбления, деградации.

"Радиоземляки" обычно проявляют удивительную "заботу" о слушателях. В инструкции для деятелей подрывной радиостанции "Свобода" предписано "говорить с аудиторией так, чтобы она чувствовала в Вас друга, заботу о себе". Но истинная цена этой хорошо оплаченной елейности должна быть ясна каждому: втереться в доверие, влить хоть каплю яда в души советских людей.

Радиодиверсанты проявляют постоянно" "беспокойство" по поводу судьбы Сахарова и некоторых иных из кучки отщепенцев, посвящая этой теме львиную долю сообщений, связанных с социалистическими странами. Цель столь интенсивного "беспокойства" ясна: раздувать антисоветизм, оказывать постоянное психологическое давление на слушателей. Но, как отмечалось на страницах газеты "Правда", "те, кто проливает крокодиловы слезы по поводу "тяжелой участи" Сахарова, предпочитают умалчивать, что они пытаются поднять на щит человека, который втаптывает в грязь свой народ, открыто призывает к войне, к применению ядерного оружия против собственной страны, проповедует человеконенавистнические идеи".

ПРИЕМ "ПОДТАСОВКИ КАРТ"

В практике западней радиопропаганды применяется прием "подтасовки карт", т. е. откровенная дезинформация или одностороннее освещение фактов, сервированная под откровенность полуправда.

Для того чтобы очернить социализм и разрекламировать капиталистическую действительность, не гнушаются никакими средствами, от примитивных до самых хитроумных. Казалось бы, давно доказана несостоятельность сравнения двух образов жизни исходя из размеров почасовой оплаты, но в сентябре 1983 г. "Голос Америки" сообщил о том, что по заказу министерства труда США некие "специалисты" состряпали подсчет с претензией на объективность: исходя из почасового заработка, "вычислили", сколько времени нужно работать "средним трудящимся" некоторых стран, в том числе Соединенных Штатов и Советского Союза, чтобы приобрести тот или иной товар. Разумеется, делалось это для того, чтобы представить в невыгодном свете нашу страну.

Опровергая эту явную подтасовку, надо прежде всего напомнить, что едва ли те 44 млн. живущих впроголодь американцев, в том числе 20 млн. полностью или частично безработных, спешат в магазин за покупками. Кроме того, "калькуляторы" жульнически взяли для подсчета номинальную, а не реальную зарплату, что далеко не одно и то же.

Достаточно сказать, что в США средняя семья имеет возможность тратить на покупки не более 40% дохода, тогда как 60% угодят на налоги, на социальное страхование, квартиру, образование, лечение и т. д.

В СССР средняя семья расходует на покупки 30% дохода. Кроме того, фальсификаторы преднамеренно скрыли важнейший факт: доход советской семьи в значительной мере пополняется за счет общественных фондов потребления.

"КУСАТЬ, ИБО ШРАМ ОСТАНЕТСЯ"

Чтобы вызвать недоверие, страх и ненависть ко всему советскому, не прекращаются инсинуации о "коварстве русских". Так, английская газета "Дейли мейл" сообщила сенсацию о похищении советской разведкой в Англии компьютеров для военных целей. Оказалось, речь шла о продаже английской фирмой счетных машин для бухгалтерских операций, причем машины предназначались не для СССР, а для Болгарии.

Западногерманский бюллетень написал о "климатической войне" СССР против США, которая приводит к "умиранию лесов" на всей планете.

Американская "Балтимор сан" в июле 1984 г. опубликовала клеветническое сообщение о широком использовании труда осужденных на строительстве "засекреченного" порта Мууга в Эстонии, что якобы вызывает беспокойство соседней Финляндии. Достойная отповедь инсинуациям была дана в советской печати.

Идеологические диверсанты всячески стараются представить нашу страну в искаженном, карикатурном виде. Так, одна голландская газета без тени смущения писала: "Советские плановые органы дали обувной фабрике заказ на ботинки лишь на правую ногу, а на левую забыли. Так и выпускает фабрика ботинки только на правую ногу..."

Откровенную ложь оснащают деталями и подробностями, придающими ей видимость достоверности.

Например, в одном из интервью в доказательство суждений о "советской военной угрозе" Рейган заявил, что в рамках практической подготовки к ядерной войне в СССР якобы осуществлена... "эвакуация 20 млн. молодых людей из городов в сельскую местность".

Французский журнал "Пари-матч", давно известный своей склонностью ревностно выполнять самые грязные поручения антисоветчиков, в декабре 1983 г. опубликовал "информацию" о том, что "советским людям уже розданы карточки на получение продуктов, которые они должны разместить в своих антиядерных бомбоубежищах".

"НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ"

В качестве средств "психологической войны" активно применяются наглядные материалы: устрашающие обложки журналов и массовой литературы, различные диаграммы и графики. Один из примеров - фальшивка "Советская военная мощь", тиражированная в миллионах экземпляров и распространенная во многих странам мира. Описывая на фоне красочных иллюстраций "советские военные приготовления", авторы брошюры сравнивают лишь выгодные им отдельные показатели военных сил СССР и США, грубо искажая общую картину соотношения вооружений и численности войск НАТО и Варшавского Договора. Достойный ответ фальшивке Пентагона дан в советской брошюре "Откуда исходит угроза миру", вышедшей третьим изданием в 1984 г.

Для того чтобы оболгать события в Афганистане и представить в черном цвете Советский Союз, в Италии был изготовлен фальшивый экземпляр советской газеты "Красная звезда". С этой же целью летом 1983 г. ЮСИА подготовило для показа в 60 странах на 7 языках грубую антисоветскую фальшивку - телевизионный фильм "Афганистан - скрытая война". Еще одним средством "наглядной агитации" стали значки "Убей русского!", которые продавались в Лос-Анджелесе в период подготовки к Олимпиаде.

Мы рассмотрели лишь основные приемы современной буржуазной пропаганды. Перечень их можно продолжить, но цель у них одна. Как писал известный американский теоретик пропаганды М. Чукас, "игра на нервах и эмоциях людей - один из способов нейтрализации присущей человеку способности разумно мыслить".

Окончание. Начало в N 10.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно