На Западе всячески рекламируют "гуманный" характер и размеры своей продовольственной помощи развивающимся странам. О том, чего стоят подобные заявления, рассказывается в статье, которую мы предлагаем вашему вниманию.
* С декабря по май из Дакара (столица Сенегала) трижды в неделю поднимаются тяжелые транспортные самолеты и берут курс на Западную Европу. На их борту овощи, выращенные на гигантских плантациях транснациональной корпорации (ТНК) "Бад Антл".
* Свой товар продает в Западную Европу и корпорация "Америкен фудз шеар", производящая овощи и фрукты в Гане, Египте, Кении, Уганде, Замбии.
* От 50 до 65% потребности США в овощах обеспечивают компании, обосновавшиеся в Мексике. Они используют земли, на которых ранее производились культуры, служившие пропитанием местному населению.
* На Филиппинах более половины всех сельскохозяйственных площадей занято сахарным тростником, бананами, ананасами, кофе, также вытеснившими местные культуры.
* В Африке, по сведениям американского журнала "Дивелопмент энд чейндж", ТНК прибыльно используют тысячи гектаров, ранее занятых зерновыми, под плантации хлопка и арахиса.
Всего около 100 транснациональных корпораций, не считаясь с нуждами молодых государств, используют их территории для получения сверхприбылей, поставляя продовольствие экономически развитым странам Запада.
ТНК - МНОГОРУКИЕ БАНДИТЫ
Производство традиционных тропических культур иностранные компании монополизировали еще в колониальную эпоху. В 60-х годах их интересы стали распространяться и на овощи, фрукты, кормовое зерно, говядину, которые, как правило, можно производить и в западных странах. Однако в развивающемся мире рабочая сила гораздо дешевле, а природные условия более благоприятны. Поэтому ТНК, которые располагают большими, нежели развивающиеся страны, финансовыми и техническими возможностями, получают здесь не менее 30% прибыли на вложенный капитал.
Кроме производства продуктов питания, ТНК прибрали к рукам их сбыт, транспортировку, хранение. Например, американские "Юнайтед брэндз", "Стандард фрут", "Дель Монте-Рейнолдз" контролируют 68 % мирового экспорта бананов. До 40% экспорта какао проходит через руки брокерской (т. е. посреднической) фирмы "Гил энд Дафес". По той же причине производители кофе вынуждены прибегать к услугам американской "Дженерал фудз" или швейцарской "Нестле".
Засилье иностранных компаний в сельском хозяйстве развивающихся стран привело к тому, что производство продуктов питания там растет, а потребление их местным населением падает. Тан, в Гондурасе потребление говядины на душу населения в 1964 - 1984 гг. снизилось с 7,7 до 3,8 кг в год. Житель Коста-Рики в 1950 г. потреблял 22 кг говядины, а в 1972-м - менее 12 кг. Зато экспорт мяса из этих и других стран Центральной Америки с 1963 по 1974 г. увеличился на 400%.
К этому можно добавить, что цены на большинство сельскохозяйственных продуктов, производимых в развивающихся странах, складываются на биржах Запада. Как правило, они занижены по сравнению с ценами на продукцию, которую развивающиеся государства вынуждены покупать у экономически развитых. В результате неэквивалентного обмена африканские страны, например, потеряли с 1960 по 1970 г. около 6 млрд. долл.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ "ЗЕЛЕНОЙ РЕВОЛЮЦИИ"
С конца 70-х годов в Индии производится достаточно зерна, чтобы обеспечить минимальный для человека уровень питания, который специалистами ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций) определен в 2210 килокалорий. Этому во многом способствовало использование высокоурожайных сортов пшеницы, способных давать по 75 - 80 ц зерна с гектара, против 12 - 13 ц, которые там собирали прежде.
Производство зерна в этот период увеличили и другие развивающиеся страны, где осуществлялась разработанная западными учеными программа модернизации сельского хозяйства. Она предусматривала использование новых гибридных высокоурожайных сортов злаков в сочетании с интенсивным применением удобрений, ядохимикатов, расширением ирригационных систем. К сожалению, "зеленая революция", как из пропагандистских соображений окрестили на Западе эту программу, не оправдала возлагавшихся на нее надежд. В первую очередь потому, что международный агробизнес сразу же использовал ее в своих интересах. Эта программа явилась отличным предлогом для его дальнейшего проникновения на рынки молодых государств.
Индия, пожалуй, оказалась единственной из развивающихся стран, которая добилась определенных позитивных результатов. Это во многом объясняется прогрессивной социальной политикой, проводимой индийским правительством.
В других странах "зеленая революция" столкнулась с мощным препятствием - отсталостью производственных и экономических отношений.
В результате передовые методы агротехники применялись на территории, составляющей лишь 10% посевных площадей развивающихся стран. Мелкие же хозяйства - основная масса производителей - не смогли ими воспользоваться, поскольку это оказалось им не по карману.
"Зеленая революция" недостаточно совершенна и с технической точки зрения. Эдвард Вудхауз, американский социолог, полагает, что быстрое распространение нескольких видов зерновых культур по огромной территории чревато экономической катастрофой, поскольку их генетическая изменчивость весьма ограниченна и новая болезнь может уничтожить весь урожай. Именно так случилось на Филиппинах в 1972 г.
Весьма скромные результаты "зеленой революции" признал и один из ее главных пропагандистов, Л. Браун, профессор Гарвардского университета. "Новые семена, - заявил он в 1970 г., - конечно, не могут обеспечить окончательное решение проблемы". Развивающиеся страны по-прежнему вынуждены покупать продукты питания, которые с успехом могли бы производить сами. Западные страны продают им продовольствие, но при этом делают вид, что оказывают помощь.
ЧТО СТОИТ ЗА "ПОМОЩЬЮ"?
Многие в мире полагают, что Запад помогает развивающимся странам бескорыстно. Это не так. Продовольственной помощью молодым государствам, кроме безвозмездных пожертвований при исключительных обстоятельствах, на Западе называют поставку сельскохозяйственных излишков на льготных условиях. До 1972 г. это, как правило, означало, что 2/3 стоимости продовольствия молодые государства могли оплачивать местной валютой. Сейчас, когда запасы "избыточного" продовольствия в США сократились, оно продается только за доллары или другую конвертируемую валюту.
Ф. М. Лаппе и Дж. Коллинс, содиректоры Института продовольствия и политики развития (Сан-Франциско), считают, что у западной продовольственной помощи никогда не было цели накормить голодных. Для США помощь развивающимся странам - это прежде всего возможность с выгодой для себя избавиться от сельскохозяйственных излишков.
"Помогая" таким образом развивающимся странам, западные государства тем самым завоевывают новые рынки, поскольку льготные поставки сдерживают развитие местного сельскохозяйственного производства.
Продовольствие становится и средством политического давления и шантажа. Это подтверждает заявление Батца, бывшего министра сельского хозяйства США: "Продовольствие - это оружие: на переговорах оно становится главным орудием нашего арсенала". И американцы довольно часто пускают его в ход. Например, палата представителей конгресса США запретила поставки продуктов в Египет после того, как правительство Г. А. Насера выступило с критикой империалистической агрессии в Конго. Таким же образом был "наказан" Цейлон (с 1972 г. - Шри Ланка) за национализацию американских нефтяных компаний.
Продовольственную блокаду Вашингтон применил против Чили, когда там пришло к власти правительство С. Альенде. Демонстрируя более жесткий курс, администрация Рейгана уже в первый месяц своего правления прекратила экономическую помощь Никарагуа и льготные поставки Мозамбику.
Циничной назвала австрийская газета "Фольксштимме" нынешнюю политику Запада по отношению к Эфиопии, где в результате засухи разразился голод. Вместо того чтобы организовать помощь населению этой страны, пишет газета, Запад вновь пытается, используя различные "отвлекающие маневры", сделать самих же бедняков виноватыми в их бедности. Более того, поскольку речь идет о стране, избравшей социалистический путь развития, то, как недвусмысленно разъясняет американская пресса политику Вашингтона в отношении Эфиопии, "так ей и надо". А что касается той помощи, которую администрация Рейгана вынуждена оказывать этому государству под давлением общественного мнения, то она зачастую "странным образом" оказывается в руках сепаратистов. Не случайно один из австрийских обозревателей, вольно или невольно, однако довольно точно, охарактеризовал действия Запада в отношении этой и других развивающихся стран: "Иногда и с помощью голода можно делать политику".
Есть еще одно обстоятельство, которое сводит на нет эффективность западной продовольственной помощи. Диктаторские и военные режимы, которые чаще всего получают эту помощь, используют предоставляемое продовольствие не по прямому назначению - для распределения среди голодающих, а для снабжения армии, подкупа избирателей. В Бангладеш, например, 27% полученного продовольствия досталось армии и полиции, 30% его получила мелкая и средняя городская буржуазия. Остальное попало в руки спекулянтов.
В марте 1980 г. президентская комиссия США по вопросам мирового голода опубликовала доклад (кстати, последний, поскольку его выводы расходились с официальным мнением Белого дома по этому вопросу), из которого следует, что внутренняя и внешняя политика Соединенных Штатов, равно как и деятельность американских частных корпораций, "скорее препятствовали, нежели содействовали усилиям по преодолению мирового голода".