Примерное время чтения: 6 минут
444

ЯЗЫКОМ ФАКТОВ. Культурный обмен СССР-Запад

Кто ставит препятствия на его пути

КУЛЬТУРА во все времена была средством общения между людьми, между художником и его аудиторией: читателями, зрителями, слушателями. И общение это не ограничивается рамками одной страны. В качестве примера возьмем лишь одну сторону культурного обмена. Немного найдется сегодня в мире стран, где бы театры не ставили пьес русских и советских авторов, где бы не бывали советские артисты.

Напомним и о другом, так сказать, встречном направлении культурного обмена. Как записано в Конституции СССР, право советских граждан на пользование достижениями культуры обеспечивается расширением культурного обмена с зарубежными государствами. Это соответствует политике нашей партии, стремящейся обеспечить доступ народу ко всему истинно ценному и прекрасному в мировой культуре, а также подтверждает приверженность нашей международной политики в области культуры, как и в других областях, духу и букве Заключительного акта Общеевропейского совещания в Хельсинки.

Убедительно подтверждает сказанное следующая статистика.

* В наши дни СССР поддерживает культурные связи со 120 странами всех континентов.

* В 1984 г. контакты осуществлялись, например, лишь Госконцертом СССР с 90 странами мира. Свыше 160 советских коллективов и групп и около 300 солистов были направлены на гастроли за рубеж, около 150 коллективов и более 200 солистов приняты в нашей стране.

ЦЕЛИ ГУМАННЫЕ...

В культурном обмене с капиталистическими странами СССР стремится к тому, чтобы способствовать укреплению доверия, знакомить народы этих стран с подлинными духовными и художественными ценностями, с достижениями реального социализма, социалистическим образом жизни.

С начала этого года в капиталистических странах побывали на гастролях такие известные коллективы и исполнители, как камерный оркестр "Виртуозы Москвы" (в Испании), группа артистов балета ГАБТ СССР с участием М. Плисецкой (в Швеции), квартет имени Бородина (в Финляндии), ансамбль танца "Мэнго" Корякского автономного округа (во Франции, Бельгии), пианист Э. Гилельс (в Швейцарии), дирижер Д. Китаенко (в ФРГ), пианист В. Овчинников (в Италии), скрипач В. Третьяков (в Западном Берлине).

В нашей стране с большим успехом прошли гастроли Симфонического оркестра филармонии земли Рейнланд-Ифальц и балета из Штутгарта (ФРГ), пианиста Альберто Хименеса Аттенелье из Испании, канадского фаготиста Джорджа Цукермана. В московском Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина демонстрировалась выставка картин из Бельгии. Естественно, что этот список далеко не полный.

...И АНТИГУМАННЫЕ

К сожалению, о равномерности и равноправности культурных обменов СССР - Запад говорить пока не приходится. Нельзя не видеть, что на Западе (в первую очередь в США) определилась тенденция подчинить практику культурных обменов целям и задачам "психологической войны" против социализма.

Кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, министр культуры СССР П. Н. Демичев, выступая на страницах журнала "Коммунист" (1984, N 10), подчеркнул, что "наши идейные противники под флагом "свободы культуры" и "свободы культурных обменов" пытаются вызвать идейную эрозию социализма, распространять такую духовную продукцию, которая не имеет ничего общего с подлинной культурой".

Распространяя пропагандистскую экспансию на весь мир, сами США последовательно отгораживаются от любых прогрессивных влияний, проводя в культурной политике последовательный антикоммунизм. Вот один из примеров. Не так давно телекомпания Эй- би-си подписала с советским телевидением контракт на цикл передач о нашей стране, затратив на это немалое количество средств. Но успела передать из многочасовой программы лишь балет Большого театра "Щелкунчик". Все дальнейшие передачи не по вине самой компании были прекращены. Вот тебе и "открытое" общество!

Нередко советские артисты становятся объектом нападок разного рода хулиганов, что происходит, кстати сказать, при попустительстве местных властей.

Во время выступления советского музыканта Владимира Спивакова на сцене "Карнеги холл" (США) хулиган-антисоветчик бросил в исполнителя банку с краской. Она попала в музыканта, разбилась и залила весь костюм. Спиваков подумал, что это был выстрел, но продолжал играть и окончил пьесу.

В книге Р. Шейко "Елена Образцова. Записки в пути. Диалоги" приводится эпизод, когда эта всемирно известная и любимая зрителем актриса, выступая в одном из залов США, вдруг почувствовала какое-то странное движение, непонятно откуда возникшие шорохи, краем глаза увидела, как люди поднимали ноги, многие прикладывали руки ко рту в знак того, чтобы все хранили молчание... Наконец, кончилось первое отделение. А в антракте певица узнала, что в зал во время концерта провокаторы выпустили массу мышей. Они копошились под ногами у зрителей, забрались на сцену, однако выдержка и хладнокровие зрителей и певицы способствовали тому, что и эта очередная акция антисоветчиков провалилась.

В конце прошлого года во время выступления в Великобритании Московского классического балета на сцену выскочили какие-то типы с антисоветскими лозунгами в руках. Возмущенные зрители встали с мест и стали требовать от администрации немедленно убрать хулиганов. Правда, на сей раз порядок был восстановлен полицией довольно быстро.

Согласно контракту, в подобных ситуациях артисты имеют право не продолжать концерт, хотя им подлежит 100-процентная выплата гонорара. Тем не менее спустя пять минут концерт продолжился. По окончании представления зрители наградили артистов бурными аплодисментами, вызывая их на сцену снова и снова.

Можно представить себе, как бы шумели "радиоголоса", если бы в ходе гастролей в СССР английских или американских артистов вдруг произошли даже небольшие организационные накладки.

РУКОВОДСТВУЯСЬ ЗДРАВЫМ СМЫСЛОМ

О том, что такие выпады против нашего искусства чужды широким массам зарубежной общественности, говорят многочисленные письма различных фирм, импрессарио, простых граждан США, Англии, других стран. В письмах выражается надежда, что в культурном обмене с нашей страной еще наступят лучшие времена.

Что же, опыт культурных обменов с другими странами Запада в нынешней международной обстановке показывает, что, несмотря на порой неприкрытое давление на них со стороны США, наши культурные связи продолжают развиваться и качественно совершенствоваться.

Среди намеченных на нынешний год крупных гастрольных поездок - большое турне по Дании, Норвегии, Швеции Академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, выступления в Италии Московского детского музыкального театра, концерты в Испании Госоркестра СССР под управлением Е. Светланова. Балетная труппа ГАБТ СССР и целый ряд исполнителей выступят в Австралии, в некоторых странах Латинской Америки побывает молдавский коллектив "Флуераш", в рамках Дней СССР в Мангейме (ФРГ) выступят известные артисты из союзных республик.

Таковы лишь некоторые штрихи, характеризующие культурный обмен СССР - Запад.

Р. МУРАДОВ, заместитель начальника управления внешних сношений Министерства культуры СССР

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно