"МИР СТРАХА", "подземный ад", "настоящий кошмар" - так характеризует американская печать нью-йоркское метро. И неудивительно: темпы роста преступности в нью-йоркской подземке втрое выше, чем в целом по городу. Ежедневно в среднем там происходит 32 преступления. Недавно были опубликованы данные нью-йоркской транспортной полиции за 1983 г., которые повергли в ужас даже видавших виды блюстителей порядка: 40 изнасилований, 838 избиений, более 11 тыс. краж и ограблений.
"Нью-йоркское метро - это мир страха. Шумный, грязный и мрачный мир, в котором вольготно могут чувствовать себя только преступники", "жители города все больше чувствуют себя там в опасности и все чаще обходят его стороной" - признали недавно корреспонденты телекомпании Эн-би-си и агентства ЮПИ.
Но это далеко не все. Есть множество других причин, почему жители крупнейшего города США стараются избегать поездок в метро. В нью-йоркской подземке можно легко стать жертвой пожаров, которые вспыхивают там в среднем по десять раз в день. По свидетельству газеты "Дейли уорлд", только за три квартала прошлого года в туннелях и на станциях было зарегистрировано 4506 случаев возгораний, вызванных главным образом короткими замыканиями пришедшей в негодность электропроводки. Часто загораются скопившийся на станциях мусор, вышедшие из строя вагоны.
В результате таких "неожиданностей" пассажирам приходится спешно покидать поезда прямо в туннелях и на ощупь, в полной темноте, пробираться по путям к ближайшей станции.
О нерегулярности работы поездов уже никто не говорит и не пишет - это стало привычным и само собой разумеющимся фактом. Действительно, ведь по сравнению с частыми пожарами или кражами это кажется сущим пустяком.
Все вышеуказанные "неудобства" привели к тому, что за последние 10 лет число пассажиров нью-йоркского метро сократилось на 25%.
Пытаясь выявить причины создавшегося положения, американские социологи пришли к выводу, что они порождены кризисом, который испытывают крупные города США, в частности Нью-Йорк. Администрация Рейгана продолжает урезать ассигнования на нужды муниципалитетов, в том числе транспортные.
По подсчетам газеты "Ньюсдей", после принятия конгрессом разработанного Белым домом проекта федерального бюджета на 1986 финансовый год Нью-Йорк в целом не досчитается 1,2 млрд. долл. в виде правительственных субсидий, а его система общественного транспорта лишится 423 млн. долл.
Иными словами, жителям Нью-Йорка не приходится надеяться на то, что подземка когда- нибудь перестанет быть для них "миром страха", "адом" и "кошмаром".
Подготовила Н. ВОЛКОВА.