Примерное время чтения: 5 минут
60

МЕЖДУ СТРОК. ПАКИСТАН: ДЕМОКРАТИЯ КНУТА

ВОЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО генерала Зия-уль-Хака, пришедшее к власти в Пакистане в результате переворота в июле 1977 г., существует уже почти 8 лет. Это были отнюдь не безоблачные годы. Оппозиция, требовавшая демократизации, становилась все более активной. Никакие репрессии не смогли заставить ее замолчать. И тогда (надо думать, не без подсказки своих покровителей с американского континента) генерал провел два довольно хитроумных "мероприятия" - референдум в декабре 1984 г., который буквально чуть ли не под дулами автоматов "продлил" срок полномочий президента еще на 5 лет и "одобрил" его программу исламизации страны; и парламентские выборы в феврале 1985 г., которые даже английский журнал "Экономист" назвал "спектаклем" (см. "АиФ". 1985, NN 4, 16).

23 марта состоялась первая сессия парламента, на которой премьер-министром был избран Мохаммад Хан Джунеджо. Тем не менее Зия-уль-Хак не спешит с отменой военного положения в Пакистане, как видно, присматриваясь, нет ли угрозы ущемления его власти парламентом. Генерал и прежде достаточно откровенно высказывался в том духе, что жизнь этого учреждения полностью зависит от того, насколько он будет послушен.

Тем временем Зия-уль-Хак издал несколько декретов, внесших поправки в конституцию 1973 г., действие которой было приостановлено. Эти поправки расширяют президентские полномочия и закрепляют законы, принятые за время пребывания у власти военных.

Словом, несмотря на принятые меры и заметно усилившуюся велеречивость, что-то не очень заметно изменений сути военной диктатуры. Это подтверждает и интервью, данное Зия-уль-Хаком гонконгскому журналу "Эйшауик". Это интервью привлекает внимание тем, что за внешней лакировкой слов, за хвастливой безапелляционностью, предназначенной для сокрытия правды, довольно отчетливо проступает истина. Вот лишь некоторые из заявлений пакистанского президента.

ВОПРОС. Достигли ли вы своей цели?

ОТВЕТ. Нашим главным достижением был процесс исламизации. Нам удалось направить страну на верный идеологический курс. Мы горды тем, что все пакистанцы хорошо одеты. Никто не ходит босиком. Вы не найдете здесь ни одного человека, который бы ночевал на улице.

Что ни слово - чудовищная натяжка. Такой "розовой" картине противоречит и недавнее чрезвычайное заседание экономического совета при пакистанском правительстве, который, по сообщениям печати, и принял "скорректированные меры", направленные на "борьбу с переживаемым страной экономическим кризисом".

Вот и еще одно мнение, так сказать, "изнутри". "Непрекращающийся рост внешней задолженности, грубые просчеты в хозяйственном управлении, повальная коррупция в государственном аппарате толкают Пакистан к экономическому краху". Эти слова лидера запрещенной в стране партии "Техрик-э-Истикляль" Асгара Хана приводятся в телеграмме из Карачи агентства Ассошиэйтед Пресс. Он отметил также, говорится в сообщении, что курс на милитаризацию и укрепление военно-политического альянса с Соединенными Штатами дорого обходится народу, В результате беспрецедентного наращивания военных расходов государственный долг достиг 13 млрд. долл. Положение осложняется разгулом взяточничества среди чиновников, галопирующей инфляцией.

ВОПРОС. А чего вам не удалось добиться?

ОТВЕТ. Мне не удалось обеспечить политическую стабильность в Пакистане в той степени, как мне хотелось бы. Я не могу сказать, что мне это не удалось совсем, однако наши достижения в этой области не настолько заметны, как хотелось бы.

Признание немаловажное. Хотя и оно сделано с известной долей рисовки. Явственно чувствуется в нем и угроза в адрес оппозиции: хватит, мол, миндальничать, впредь будем круче в достижении своих целей.

ВОПРОС. Что бы вы могли ответить на критические замечания, что вы силой навязываете религию массам?

ОТВЕТ. Если возникнет такая необходимость, я не колеблясь буду поступать именно так. Ислам - это образ жизни, и мы должны следовать ему. Если вы верите в то, что аллах предопределил все, то это должно быть навязано всем, пусть даже и силой. Для ислама не существует теократического государства. Во имя религии мой народ готов согласиться на то, чтобы я правил еще 5 лет.

Спрашивается только - зачем тогда предпринимались чрезвычайные меры, дабы обеспечить участие населения как в референдуме, так и в выборах? В первом, например, несмотря на угрозу огромного штрафа и тюремного заключения, приняло участие менее половины избирателей. Оппозиционное Движение за восстановление демократии (ДВД) бойкотировало голосование. Сотни руководителей и активистов ДВД были арестованы. Слова о насилии, как видите, не расходятся с делами - очень уж хочется режиму Зия, дабы укрепить свое положение, к военной узде добавить для прочности еще и религиозную.

ВОПРОС. Каково положение в области прав человека? Что вы можете сказать о порках, отрубании рук и тому подобных мерах?

ОТВЕТ. Руки пока еще никому не отрубали. (Пока?! - Г. А.) Что же касается порки, то это форма наказания, которую одобряет ислам. Она определяет, насколько высоко следует поднимать руку и куда точно следует наносить удар. Тому, кого наказывают, не должен быть причинен вред, однако все это должно происходить публично, в назидание другим. Мы делаем все, что в наших силах, в соответствии с нашими исламскими нормами, и мы очень гордимся этим. Мы никогда никого не наказывали без необходимости. Мы обеспечили справедливость для всех.

Представляете эту демократию со строго определенной амплитудой размаха хлыста и силой удара по голой спине! К тому же при этом как-то ухитряются изобрести формулу всеобщей справедливости - и для тех, кто бьет, и для тех, кого бьют, и для тех, кто определяет, кого, за что, как и кому бить. Странное чувство юмора или стремление поставить рекорд по лицемерию? Во всяком случае, чувствуется выучка вашингтонской школы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно