Примерное время чтения: 7 минут
101

КАПИТАЛИЗМ БЕЗ ПРИКРАС. В запале "святого" неистовства

В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ сегодня, в последней четверти 20 столетия, действуют примерно 3 тыс. религиозных сект. На них, похоже, не сказываются ни научно-технический прогресс, пронимающий во все отрасли американской экономики, ни царящий в стране рационализм. Число сект постоянно растет, увеличивается и число их приверженцев. Сейчас, по некоторым оценкам, оно доходит до 3 млн. человек.

Средства массовой информации США, уделяя довольно много внимания этому явлению, относят рост популярности так называемых "нетрадиционных" верований за счет причин философского плана: поисков смысла жизни, духовного начала и т. п. Но главные причины возрастающей популярности подобных сект оставляют в стороне.

"ПОЧЕМУ АМЕРИКАНЦЫ ПРИХОДЯТ К КУЛЬТАМ?"

Распространение культов в Америке в первую очередь свидетельствует о глубоком кризисе господствующей церкви. Этот факт вынуждена признать даже буржуазная пресса, "Многие люди присоединяются к тому или иному культовому течению из-за разочарования в официальной религии", - пишет журнал "Ньюсуик" в статье "Почему американцы приходят к культам?".

Выходя из-под влияния официальной церкви, далеко не все могут противопоставить ей более или менее целостное атеистическое мировоззрение. Весьма живучи в США самые разнообразные религиозные предрассудки: о близком конце света, пришествии "мессии", влиянии "потусторонних сил" на ход истории и т. п.

Подобной сумятицей в умах людей и пользуются весьма ловкие "ловцы душ" - лидеры новых религиозных течений и сект. Самые известные из них - Мун, Рама, Тунгпа, Махараджи Джи Бхагван - уже много лет подвизаются в Америке.

Как правило, эти "божественные" дельцы - опытные авантюристы, иммигрировавшие в США из стран Азии (впрочем, есть и исключения: калифорнийский "святой" Рама "а миру" был вполне обычным американцем и носил имя Фредерик Ленц).

При всем разнообразии проповедуемых учений, а также ритуалов и экзотических имен, заимствованных из восточных языков, новоявленных "святых" объединяет много общего. Все они убеждают своих учеников в собственной исключительности, обещая открыть истину, доступную лишь немногим "посвященным". Тем, кто не поддается увещеваниям, "пророки" грозят всяческими карами, в частности страшной гибелью при близком "конце света". А он, по их уверениям, наступит очень скоро. Бхагван называет срок 10 - 15 лет, глава секты "Дети бога" уточняет - 1993 г.

Такого рода апокалиптическим предсказаниям с готовностью верят многие американцы, напуганные размахом гонки вооружений, ростом военной опасности, безработицы, инфляции, неуверенности в завтрашнем дне. Подчас желание найти убежище от всего этого - пусть даже иллюзорное - толкает их а объятия "пророков".

На руку лидерам сект играет и вполне естественная тяга людей к объединению, потребность что-либо противопоставить крайнему индивидуализму, ставшему неотъемлемой частью американского образа жизни. Человеку, уставшему от всепронизывающей конкуренции и необходимости ежедневного самоутверждения за счет других, свойственно стремление найти сообщество "близких" людей. Таким сообществом в его глазах может стать секта.

В большинстве религиозных групп существуют строгие ограничения, распространяющиеся на режим жизни, внешний вид и занятия их членов, что уравнивает, "унифицирует" и в чем-то сближает "посвященных". Сам же "пророк" берет на себя все организаторские и "мыслительные" функции. Это создает у сектанта впечатление "защищенности" от бурь и волнений общества, в котором он так беззащитен и одинок.

Надо ли говорить, насколько бессмысленным и опасным является такой уход от реального мира. Слепое подчинение тысяч людей воле одного авантюриста не раз приводило к трагическим последствиям. Достаточно вспомнить массовое самоубийство 914 членов секты "Народный храм" в джунглях Гайаны в ноябре 1978 г.

КТО ОНИ, "ИЗБРАННИКИ БОГА"?

Стремление отгородиться, отмежеваться от будней Америки свойственно практически всем религиозным сектам. Однако, существуя в капиталистическом обществе, они вынуждены волей-неволей подстраиваться под законы этого общества. При этом многие из них принимают характер объединений скорее на экономической, чем на религиозной основе.

Вот некоторые факты. Секте Бхагвана принадлежит отель, 35 ресторанов, земельные участки в двух графствах штата Орегон. "Дети бога", переместившиеся из США в Западную Европу, имеют в своем распоряжении поместья, отели и увеселительные заведения, а также немалые счета в цюрихском и женевском банках. Но, пожалуй, самые сильные в финансовом отношении позиции занимает "Церковь Унификации" Муна, ворочающая сотнями миллионов долларов, имеющая свои печатные органы, в частности газету "Вашингтон таймс", и владеющая доходными предприятиями в США, Франции, Южной Корее, Японии (в том числе казино, оружейным заводом). Служители "всевышнего" являются также держателями акций таких крупных компаний по производству самолетов и ракет, как "Боинг", "Грумман", "Макдоннел-Дуглас".

Было бы странно, если бы, обладая такими финансовыми возможностями, секты не пытались проникнуть на политическую арену. И они пытаются. Весьма активно. Методы такого проникновения вполне отвечают "нормам" политической жизни Америки, когда в ход пускаются шантаж, подкуп.

В конце прошлого года в США разразился очередной скандал по поводу давления, оказываемого лидерами сект на избирательную кампанию. Выяснилось, например, что Бхагван для проведения в законодательную ассамблею штата "своих" людей попросту "ввез" голоса избирателей. В его колонию было доставлено до 4 тыс. безработных и бездомных американцев из соседних штатов, что должно было в значительной мере повлиять на исход выборов.

"ПРОСВЕЩЕННЫЕ РЫЦАРИ" АНТИКОММУНИЗМА

Не довольствуясь ролью "пастырей" внутри Соединенных Штатов, лидеры сект стремятся развернуть свою деятельность в глобальном масштабе. И здесь практически все они выступают с антисоветских, антисоциалистических позиций. Показательна в этом плане деятельность "Церкви Унификации" Муна. Последний, объявляя себя единственным спасителем Америки, открыто признает своей целью "изгнание сатанинских сил коммунизма".

Для этого при активном содействии правых кругов им создан ряд ультрареакционных организаций ("Поход за единый мир", "Университетское движение по изучению абсолютных ценностей" и др.). В их функции входит обработка общественного мнения в угодном Муну духе. Сам "святой" разъезжает по США, проповедуя антикоммунизм и призывая к развязыванию третьей мировой войны для уничтожения СССР и других стран социализма. Пытаясь со временем внедрить свою идеологию в странах Восточной Европы, мунисты в конце 70-х годов создали "филиалы" во Франции, ФРГ.

В 1981 г. на средства секты в Сеуле было организовано сборище с помпезным названием "Международная конференция за единство науки". Выступая на ней, Мун обвинил СССР в "глобальной агрессии" и призвал США, Японию, ФРГ и Китай создать общий военный блок, который, по его мнению, сможет поставить Советский Союз на колени. Не менее агрессивным выглядит и предложенный на конференции проект постройки паназиатского шоссе через Китай, Корею и Японию для переброски войск к границам нашей страны.

Надежды Муна и ему подобных несбыточны. Однако его антикоммунистические высказывания находят понимание у власть имущих. В секты не раз наносили визиты сенаторы и члены конгресса США. С Муном беседовали весьма влиятельные политические деятели, в том числе бывшие президенты Джонсон и Никсон. Последний даже нарек Муна "просвещенным рыцарем". Можно предположить, что и нынешняя администрация по меньшей мере с сочувствием относится к деятельности мунистов. По крайней мере из тюрьмы, куда Мун попал в 1982 г. за неуплату налогов общей суммой в 160 тыс. долл., "святой" вышел подозрительно быстро. Словно сговорившись, власти разных штатов предоставляют мунистам полную свободу пропаганды своих идей: они подвергали "обработке" даже гостей лос- анджелесской Олимпиады.

Несмотря на кажущееся на первый взгляд противостояние религиозных сект идеологии и культуре капиталистического общества, на деле они верой и правдой служат истэблишменту, получая взамен помощь, покровительство и деньги. Именно этим, а не философскими или иными мотивами объясняется их столь бурный рост в американском обществе. Что же касается тысяч людей, попавших в руки сектантов, их судьба вряд ли принимается во внимание.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно