В одном из номеров газеты "Интернэшнл геральд трибюн" опубликована статья профессора Коэна, которую мы перепечатываем с небольшими сокращениями.
ОДНА из самых серьезных проблем Соединенных Штатов - это советофобия, или преувеличенный страх перед Советским Союзом.
Советофобия - старая американская политическая болезнь - ставит под угрозу демократические ценности, искажает бюджетные приоритеты и создает угрозу для национальной безопасности, раздувая возможность ядерной войны.
К числу ее симптомов относятся подход к советско-американским отношениям, окрашенный милитаризмом, алармистские утверждения насчет намерений Советского Союза и его возможностей и беспочвенные утверждения, что стратегическое "отставание" создает опасность для Соединенных Штатов.
Все свидетельствует о том, что администрация Рейгана отказалась от прежних политических целей, ради совсем иной цели - уничтожить Советский Союз как мировую державу.
Отсюда постоянные разговоры администрации о том, чтобы "дестабилизировать" эту "империю" и "взять верх" над ней, а также явное нежелание договориться относительно ограничения стратегических вооружений.
Это означает, что администрация отвергает ядерный паритет ради того, чтобы вновь начать нереальные поиски способа обеспечить себе превосходство, что представляет собой потенциально фатальную форму советофобии.
Лучшее лекарство от советофобии - признать ее патологической, а не нормальной реакцией на существование Советского Союза.
Неправильные представления становятся особенно опасными, когда они увязываются с тем или иным толкованием советской внешней политики. Вопреки логике политических и военных событий администрация Картера истолковала ввод советского военного контингента в Афганистан как попытку продвинуться в направлении Персидского залива, исходя из ошибочной предпосылки, что СССР вскоре понадобится иностранная нефть.
Об этом притянутом за волосы сценарии все сейчас позабыли, однако следствием его стали зловещий пересмотр американских доктрин, огромный военный бюджет и отказ от заключения ОСВ-2.
Что является причиной подобного крайне неверного представления о Советском Союзе? Ссылки только на американский антикоммунизм или на неосведомленность американцев не могут считаться удовлетворительным объяснением.
Реальный источник советофобии заключается в том, что Соединенные Штаты в отличие от большинства других стран все еще не вполне признали, что Советский Союз - нравится это нам или нет - имеет законные основания считаться суверенной ведущей державой с соответствующими интересами и соответствующим правом голоса в международных делах.
Признание за Советским Союзом политического равенства логически ведет к заключению соглашений о ядерном оружии, основанных на принципе военного паритета, а также к другим политическим мероприятиям в духе разрядки.
Отказ признать этот статус ведет только к иллюзорному стремлению добиться ядерного превосходства и вытекающим из этого целям в духе советофобии.
Соединенным Штатам нужно откровенно обсудить эту проблему с упором на центральный, почта запретный вопрос: готовы ли мы признать сейчас Советский Союз равноправной с нами державой, имеющей для этого все законные основания.
До сих пор в нашей стране этот вопрос никогда не был предметом национальной дискуссии - отчасти потому, что те политические деятели и интеллектуалы, осведомленные в вопросах политики, которые в частных беседах могли бы дать на это утвердительный ответ, все еще боятся, как бы их в духе советофобии не обвинили в попытках "умиротворить" Советский Союз или в чем-то худшем.
Этих людей, формирующих общественное мнение, должен ободрить тот факт, что значительное большинство американцев - при том, что они становятся легкой добычей сеятелей политической паники - последовательно' высказывается за заключение договора об ограничении стратегических вооружений.
Похоже, что американский народ готов сосуществовать с Советским Союзом. Судя по опросам общественного мнения, американцы хотят подлинного лидерства, а не советофобии.