Примерное время чтения: 6 минут
137

ПРОФСОЮЗЫ В СССР. КАК РАСХОДУЮТСЯ СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

МЕХАНИК французского судна Руже, находясь в одном из советских портов, тяжело заболел. Его доставили в больницу, долго лечили. Когда дела Руже пошли на поправку, он попросил счет и с большим удивлением узнал, что лечение в советских больницах бесплатное. "Во Франции, да и в любой капиталистической стране, - сказал французский моряк, - я израсходовал бы все свои сбережения, а возможно, даже и влез в долги".

Бесплатное медицинское обслуживание - одно из завоеваний социализма, к которому мы уже привыкли и воспринимаем как должное. Однако, для нашего государства медицинское обслуживание требует немалых затрат. Важное место в системе осуществления широких прав советских людей на материальное обеспечение и охрану здоровья, закрепленных Конституцией СССР, занимает социальное страхование. Управление его многомиллиардным бюджетом является одной из важнейших обязанностей профсоюза.

Давайте посмотрим, как расходует эти средства, например, профсоюз работников водного транспорта в течение года.

ЕСЛИ МОРЯК ЗАБОЛЕЛ

Бюджет государственного социального страхования работников водного транспорта в 1984 г. составлял почти 137 млн. руб. На что же они направлены?

В настоящее время для тружеников флота и береговой службы создана специализированная сеть лечебно- профилактических учреждений, в состав которых входит свыше 170 больниц на 20 тыс. коек, 220 поликлиник и амбулаторий. Контроль за соблюдением санитарно- гигиенических норм и правил, а также противоэпидемическую работу осуществляют 142 санитарно-эпидемиологические станции. В системе здравоохранения на водном транспорте занято около 10 тыс. врачей различных специальностей.

Во время болезни моряку или речнику выдается "листок нетрудоспособности", который служит основанием для освобождения его от служебных обязанностей и для возмещения ущерба в заработной плате, понесенного в связи с заболеванием, из средств государственного социального страхования. 48 млн. руб. - такая сумма была израсходована профсоюзами на выдачу пособий по "больничным листам". 8 млн. руб. было выплачено работающим в отрасли женщинам по беременности и родам; 6 млн. руб. составили пособия по уходу за ребенком до 1 года.

Самая большая часть фонда социального страхования - около 59 млн. руб. - была направлена на выплату пенсий работникам водного транспорта.

Ну а если моряк заболел на судне, во время рейса?

Для оказания квалифицированной помощи экипажу, а также пассажирам на морских и многих речных судах имеются врачи или фельдшеры. В настоящее время на флоте трудится около 2 тыс. врачей.

Морские суда оснащены современной медицинской аппаратурой, инструментами, медикаментами, перевязочным материалом. Если необходимо, судовой медик может получить консультацию по радио у специалистов, работающих на берегу.

Но не только членам экипажей и пассажирам оказывают судовые врачи помощь.

Теплоход "Башкирия" находился в порту Сингапур, когда к судовому врачу Севастьянову обратился больной докер. На его родине даже за консультацию у врача ему пришлось бы выложить круглую сумму, а за лечение - еще большую. Но докер знал, что русские лечат бесплатно. И Севастьянов помог ему.

Пришлось ему осмотреть и тяжело больную йеменскую женщину - ее сын пришел на теплоход, умоляя спасти мать. Севастьянов оказал женщине необходимую помощь.

И таких случаев можно привести довольно много. Советские врачи не раз спасали жизнь морякам и портовикам многих стран, проявляя чувство интернационализма, присущее советским людям.

ПО ПУТЕВКАМ ПРОФСОЮЗА

Многие моряки и речники имеют возможность с отрывом или без отрыва от производственной деятельности поправить здоровье в санаториях-профилакториях, находящихся в ведении профсоюза. Сейчас, например, имеется 26 таких здравниц, в которых одновременно могут отдыхать и лечиться 1,5 тыс. человек. За год же здоровье поправляют около 20 тыс. моряков и речников. Профсоюз водников в прошлом году израсходовал на эти цели из фонда социального страхования 1,8 млн. рублей.

Хорошо организована подобная работа в Азовском пароходстве. В Жданове, Бердянске, Таганроге построены лечебные корпуса, где 6,5 тыс. моряков, судоремонтников, портовиков, рабочих других специальностей одновременно проходят необходимые физиотерапевтические процедуры. Кроме того, также на средства профсоюза открыто 9 баз отдыха, на которых отдыхает 12 тыс. человек в год.

Путевки в санатории-профилактории предоставляются морякам и портовикам на льготных условиях. Каждая пятая путевка выдается бесплатно за счет средств государственного социального страхования, а за остальные рабочие и служащие оплачивают лишь 10 - 15% стоимости, т. е. 15 - 17 рублей. Всего профсоюз затратил на эти цели в 1984 г. 6,5 млн. рублей.

Кроме того, каждый год профсоюзные комитеты выдают морякам и речникам десятки тысяч бесплатных и льготных путевок в пансионаты и дома отдыха, туристские базы и оздоровительные лагеря.

Профсоюзы заботятся не только о самих моряках и речниках, но и об их семьях, особенно о детях. 2,8 млн. руб. было израсходовано профсоюзом работников водного транспорта на содержание пионерских лагерей.

НА СТРАЖЕ ИНТЕРЕСОВ ТРУДЯЩИХСЯ

Буржуазные пропагандисты говорят, будто в задачи советских профсоюзов входит обеспечение выгод для государства, а не защита прав и интересов рабочих.

Это неправда! Выше мы коротко рассмотрели лишь один аспект работы профсоюза работников водного транспорта - заботу об охране здоровья. Да, профсоюз здесь имеет и свои "выгоды". Он весьма заинтересован в том, чтобы моряки, речники, портовики были здоровы. Немалые средства, которыми распоряжаются профсоюзы по поручению государства - фонды социального страхования, - как мы видели, расходуются на нужды тружеников. Следует добавить, что эти средства год от года увеличиваются.

А вот в капиталистических странах профсоюзы не имеют никакого отношения к фондам социального страхования. Моряки Дании, Норвегии, других стран ведут долговременную борьбу с судовладельцами, компаниями, добиваясь не только улучшения условий труда на судах, но и медицинской помощи: ни на одном теплоходе на Западе (кроме пассажирских) нет ни здравпунктов, ни судовых медиков, как это принято у нас. Но предприниматели не идут навстречу требованиям трудящихся, предпочитая порой ставить на прикол суда, увольняя целые команды. Они знают: на место уволенных придут десятки других, которые будут "покладистей". А что же профсоюзы? Как они защищают права трудящихся, ибо вот тут-то и нужна защита, причем не на словах, а на деле? К сожалению, силы здесь неравны, и предприниматели практически с профсоюзами не считаются.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно