Примерное время чтения: 4 минуты
73

ОРИЕНТИР. Пропагандистские кульбиты

...Фестиваль молодежи и студентов. Вечерняя Красная площадь. Многочисленные группы молодежи, в центре которых участники и гости фестиваля, расположились плотно, как лепестки фестивальной ромашки. Перехожу от "лепестка к "лепестку": задаю вопросы, слушаю, что спрашивают другие.

- Почему вашу делегацию мы не видели на празднике открытия? (Вопрос к представителям Израиля.)

- Мы опоздали, так как задержались в пути, естественно, не по вине организаторов фестиваля, - следует ответ.

- Как определяется доход среднего американца?

- Общая сумма доходов по стране делится на всех поровну, но, думаю, это нечестно, когда наши с Рокфеллером доходы складываются и делятся поровну.

У молодого югослава спрашивают, на что живут безработные в его стране.

- Помогают родственники, некоторые подрабатывают на временной работе, есть и другие пути, к сожалению не всегда согласующиеся с законом, а отсюда - преступность, - отвечает он.

Вопросы, вопросы... Они были самые разные: и, как говорится, не в бровь, а в глаз, интересующие и многих, и только того, кто их задает.

Некоторые импровизированные "пресс-конференции" длились часами, иные же заканчивались через 5 - 10 минут. Все зависело от взаимного интереса. Большинство вопросов и ответов, как мне показалось, свидетельствовало о высокой политической зрелости участников бесед. Но спрашивали и о стоимости джинсов, кроссовок, авторучек, и о том, что крутят в кино...

Одним словом, это было живое, свободное общение. То самое общение, в котором во время фестиваля приняли непосредственное участие десятки тысяч человек, а миллионы стали свидетелями благодаря прямым телерепортажам.

Не было во всем этом только одного - того, о чем в те самые дни неустанно твердили дикторы "радиоголосов", - "барьеров", "тотального контроля".

Почему мы вновь обратились к примеру фестиваля? Для того, чтобы подчеркнуть одну характерную особенность враждебной пропаганды августа. Заключается она в попытке опорочить события, к которым было приковано внимание миллионов людей.

Не в силах замолчать невыгодное в пропагандистском плане то или иное мероприятие, получившее широкий резонанс во всем мире, исказители окрашивают его в мрачные тона или изобретают повод, чтобы говорить не по существу, а около.

В частности, освещая прошедший в середине августа в Москве X розыгрыш Кубка Европы по легкой атлетике, принесший победу мужской и женской командам СССР, Би- би-си значительную часть эфирного времени отвело тому, что "организация соревнований оставляла желать лучшего".

Аналогичная схема и в освещении на Западе матча за звание чемпиона мира по шахматам. Сейчас все высшие титулы в этом виде спорта (и женские, и мужские, и командные) принадлежат советским спортсменам. Вот и появляются в передачах "голосов" комментарии "бывших" и "проигравших", в которых говорится о чем угодно - только не об игре в Шахматы.

Приемы, как видим, не новые, их используют вынужденно, как говорится, "от обороны". Да и постоянное расширение вещания не обеспечивается притоком новых сотрудников, а значит, и свежих идей.

К тому же используются эти приемы наряду с другими - более изощренными и коварными. Это наглядно видно на примере освещения последних советских мирных инициатив. Объявленный нашей страной мораторий на проведение ядерных взрывов буржуазные пропагандисты не в силах были замолчать. И на первых порах, пока в Белом доме и ЮСНА подыскивались доводы против моратория, некоторые станции не прочь были поиграть в объективность. Правда, сводилась она к тому, что предложение СССР и пропагандистский трюк Вашингтона с приглашением экспертов на ядерный полигон в Неваде ставились на одну доску. Ну а следующий этап - это переход от дискредитации идеи моратория к вытеснению ее другими, "более важными" событиями. Сейчас, в частности, тема советско-американских отношений сведена к муссированию фальшивки об "использовании СССР химикатов для контроля за дипломатами США".

Такова обычная тактика "радиоголосов" - этих "объективных" источников информации. Рассчитана она на людей незрелых, политически неустойчивых. "Голоса" надеются, что от таких пропагандистских кульбитов авось что-нибудь да останется, кто-нибудь не сумеет отличить правду от ее суррогата, своего рода пропагандистской "бормотухи", приготовленной на кухне "психологической войны".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно