В эпицентре идейной борьбы между капитализмом и социализмом многие годы находятся Великая Октябрьская социалистическая революция и рожденный ею политический строй. Характеризуя советскую политическую систему как "тоталитарную", противопоставляя ей "западную демократию", буржуазные идеологи усиленно рекламируют эту самую большую ложь XX века.
Рассмотрим основные мифы буржуазных идеологов, касающиеся Великого Октября и его идей.
МИФ ПЕРВЫЙ - о "недемократичности" Великой Октябрьской социалистической революции. Противники Советской власти утверждают, что революция будто бы прервала истинно демократический процесс политического развития России, начавшийся в период первой русской революции и продолжавшийся после падения монархии в феврале 1917 г.
КОНТРДОВОДЫ. Наши идейные противники при этом игнорируют контрреволюционность российской буржуазии, главным врагом которой были не помещики, не монархия, а рабочий класс, лучше организованный и имевший боевую партию, вооруженную марксистско-ленинской теорией.
События послеоктябрьских лет свидетельствуют о том, что с победой революции, вопреки утверждениям "советологов", процесс демократических преобразований в России отнюдь не прекращается. Первые же декреты Советской власти дали мир народу, ликвидировали помещичье землевладение, тем самым обеспечив пролетариату и его партии поддержку крестьянства. Решены были и другие общедемократические задачи: гарантированы равенство и суверенность всех народов страны, право на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, свободное развитие национальных меньшинств и т. д.
Именно Советская власть наиболее полно решила задачи буржуазно-демократической революции. Это привело к сплочению вокруг пролетариата и его партии подавляющего большинства трудящихся, обеспечило социалистической революции прочную поддержку масс.
МИФ ВТОРОЙ - о том, что Великий Октябрь якобы был оторван от революции "снизу", что на стороне большевиков будто бы были лишь не желавшие воевать солдаты и деклассированные элементы, что кадровые рабочие Петрограда лишь защищали свои узкопрофессиональные интересы и не оказали в цeлом поддержки большевикам.
КОНТРДОВОДЫ. Российский пролетариат показал свою силу и решимость свергнуть старый строй уже в забастовочной борьбе. Осенью 1917 г., например, в стачках участвовало более 1 млн. человек. Таким образом, пролетариат шел во главе революционного подъема трудящихся масс России, являясь ведущей силой политическом армии социалистической революции, "За нами, - отмечал В. И. Ленин, - большинство класса, авангарда революции, авангарда народа, способного увлечь массы. За нами большинство народа..."
Из всех политических партий РОССИИ только большевики оказались способными решить аграрный вопрос, дать крестьянам землю. В ходе резолюции крестьяне прибегали к прямым революционным действиям - захвату помещичьих земель. Наиболее сознательная часть крестьянства переходила на сторону социалистической революции, вступая в большевистскую партию. В ней в тот период насчитывались 203 сельские ячейки, объединявшие 4122 крестьянина. Крестьянская война в деревне сливалась с подготовкой пролетарской революции в городах. Эти факты опровергают измышления "советологов" об "отсутствии поддержки большевиков крестьянством".
МИФ ТРЕТИЙ. Буржуазные идеологи, отрицал необходимость руководящей роли коммунистической партии в социалистической революции, утверждают, что ни Маркс, ни Энгельс будто бы не считали руководящую роль партии обязательным условием строительства нового общества.
КОНТРДОВОДЫ. К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно и определенно называли обязательным условием победы социализма руководящую роль политической партии рабочего класса. Они писали, что "организация рабочего класса в политическую партию необходима для того, чтобы обеспечить победу социальной революции и достижение ее конечной цели - уничтожение классов".
В полном соответствии с этим положением Маркса и Энгельса В. И. Ленин сформулировал принципиальный вывод о том, что пролетарское государство сможет успешно выполнить свою историческую миссию лишь тогда, когда его деятельностью будет руководить марксистская партия, которая с приходом к власти пролетариата закономерно превращается в правящую, осуществляющую политическое руководство обществом, строящим социализм.
Коммунистическая партия является цементирующим ядром и направляющей силой нового общества, объединяющей наиболее сознательных представителей рабочих, крестьян и интеллигенции.
МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ. Пытаясь извратить непосредственно историю Великого Октября, создание политической системы советского общества, "советологи" твердят о якобы имевшем место сразу же после установления Советской власти "нарушении" принципов демократии, о "нетерпимости" большевиков к другим партиям, о том, что Ленин, большевики якобы, еще до революции выдвигали требование создания однопартийной системы после прихода к власти.
КОНТРДОВОДЫ. О несостоятельности фальсификаций "советологов" свидетельствуют, например, данные о партийном составе ВЦИК II созыва. Кроме 62 большевиков, составлявших ядро ВЦИК, в него входили 29 Левых эсеров, 6 меньшевиков-интернационалистов, 3 украинских социалиста, 1 эсер-максималист. В период работы II съезда Советов ЦК РСДРП(б) предложил лидерам левых эсеров войти в состав Совета Народных Комиссаров. Предложение о вхождении в состав правительства было сделано и меньшевикам- интернационалистам. Однако они ответили отказом.
Но и после этого большевики не отказались от сотрудничества с другими партиями, при условии лояльного, честного обязательства этого меньшинства подчиняться большинству и проводить программу, одобренную II Всероссийским съездом Советов. Только левые эсеры после некоторых колебаний приняли это условие и вошли в состав Советского правительства. Поэтому сотрудничество большевиков с левыми эсерами - не видимость коалиции, как утверждают "советологи", а историческая реальность.
Что касается меньшевиков и правых эсеров, то они с первых дней существования Советской власти повели с ней активную борьбу.
МИФ ПЯТЫЙ. С тезисом о "насильственном" установлении однопартийной системы в Советской России самым тесным образом связан миф о замене диктатуры пролетариата "диктатурой партии". В стремлении противопоставить партию рабочему классу, убедить в том, что рабочие "угнетены" некоей элитой, стоящей будто бы над народом, проявляется одна из наиболее характерных черт буржуазной историографии.
КОНТРДОВОДЫ. Как до Октябрьской революции, так и после нее большевистская партия была партией пролетариата, а государство диктатуры пролетариата, подавляя сопротивление буржуазии, в то же время расширяло свою социальную базу, привлекая к управлению страной не только рабочий класс, но и трудовое крестьянство, интеллигенцию. "...Для нас, - указывал В. И. Ленин, - важно привлечение к управлению государством поголовно всех трудящихся".
И это делалось уже в первые годы Советской власти. Свидетельством тому был, например, социальный состав Советов. На 80 губернских съездах Советов, проходивших в 1920 г. в РСФСР, из 14,5 тыс. делегатов рабочих (а они составляли пятую часть всего населения РСФСР) было около 5 тыс. 31,9% членов уездных, 36,5% членов губернских Советов, 44,8% - уездных городских исполкомов Советов были рабочие, остальные - крестьяне, солдаты.
Советская демократия - демократия нового типа - нашла отражение в создании новых форм вовлечения трудящихся в политическую жизнь страны: проведении беспартийных конференций, выездных сессий и заседаний исполкомов на предприятиях, организации постоянных комиссий и секций Советов из депутатов и актива избирателей, привлечении к работе в аппарате Советов женщин.
Свидетельством подлинного народовластия явился контроль за деятельностью депутатов со стороны производственных коллективов, который выражался в отчетах депутатов на предприятиях, где они работали. Даже эти лишь некоторые факты свидетельствуют о лживости западных "советологов".
Что касается однопартийной политической системы, то она сложилась исторически. Основа победы Советской власти над внешними и внутренними силами контрреволюции заключалась в прочном и нерушимом союзе рабочих и крестьян, во главе которого стояла ведущая сила советского общества - партия большевиков.
Успешный исход гражданской войны, наглядно показав историческую правоту большевизма, способствовал переходу на позиции большевиков ряда мелкобуржуазных партий, принявших решения о самороспуске и о слиянии с РКП(б). Это явилось фактическим признанием ими сложившейся в стране однопартийной системы. Такой исход был закономерен, поскольку он был обусловлен историческими условиями развития революции в России.
Ленинская Коммунистическая партия оказалась единственной политической силой России, способной возглавить борьбу пролетариата и его союзников за победу революции, за демократию, за торжество идей социализма. Эту истину исчерпывающе подтвердил ход социалистического строительства в нашей стране.
Жизнь подтвердила и то, что демократизм политической системы определяется не числом партий. Демократия может отсутствовать или быть ограниченной и при многопартийной системе. Политическая система социализма, как однопартийная, так и многопартийная (она существует в ряде социалистических стран), коренным образом отличается от плюралистических систем буржуазной демократии, так как при социализме отсутствуют антагонистические противоречия между классами и различными социальными слоями. Именно это определяет подлинную демократичность политической системы социализма.
Опыт Великого Октября, его идеи вот уже 68 лет живут и побеждают. Они неуклонно воплощаются в мировом революционном процессе. И так же, как необратим процесс революционного обновления нашей планеты, так обречены на провал фальсификации опыта социалистической революции в нашей стране, неминуемо банкротство ее "критиков".
* * *
Партия соединила в один могучий поток пролетарскую борьбу за социализм, крестьянскую борьбу за землю, национально-освободительную борьбу угнетенных народов России, общенародное движение против империалистической войны, за мир и направила его на свержение буржуазного строя.
ИЗ ПРОЕКТА НОВОЙ РЕДАКЦИИ ПРОГРАММЫ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА