Вашингтон, пытаясь протащить свои опасные планы гонки вооружений, пытается доказать, что программа "звездных войн" - это "путь, ведущий к всеобщему миру и безопасности", что ее реализация якобы "укрепит стратегическую стабильность", будет-де "содействовать значительному сокращению, а в конечном счете и ликвидации баллистических ракет и ядерных боеголовок". Как говорится, играя на публику, американская администрация предлагает "состязаться в создании наиболее надежных оборонительных щитов", которые, дескать, сделают ненужными в будущем наступательные вооружения.
Почему при всей внешней привлекательности этих заявлений Советский Союз ключевое, первостепенное значение придает ныне недопущению гонки вооружений в космосе! Почему СССР настойчиво предупреждает, что сейчас нельзя ограничить, а тем более сократить ядерные вооружения, не приняв эффективных мер, предотвращающих милитаризацию космоса!
На эти вопросы отвечают исследователи Института мировой экономики и международных отношений АН СССР А. ПОДБЕРЕЗКИН и А. ЧАПИС.
ПРОВОКАЦИОННАЯ СУТЬ "СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОБОРОННОЙ ИНИЦИАТИВЫ"
В настоящее время ни у СССР, ни у США нет оружия в космосе. Имеющиеся у обеих сторон спутники связи, навигации, предупреждения о ракетно-ядерном нападении и другие - это не ударные космические вооружения. Гонка вооружений в космосе начнется лишь тогда, когда в этой стратегической среде появятся ударные космические вооружения - противоспутниковые и противоракетные средства для поражения объектов в космосе, воздушном пространстве, на море и на земле. Поэтому фарисейски звучат утверждения американских деятелей, которые, не имея на то никаких оснований, пытаются убедить мировую общественность, будто милитаризация космического пространства началась уже с выводом на орбиту вокруг Земли различных спутников военного назначения.
Сейчас Соединенные Штаты замышляют создать над территорией США противоракетный щит, одновременно развернуть наступательные стратегические вооружения первого удара, косые стратегические силы космического базирования и, подчинив все это единому скоординированному стратегическому замыслу, получить возможность нанесения по территории СССР и его союзников внезапных ударов с применением ядерных, космических и обычных средств вооруженной борьбы. При этом, по замыслам Пентагона, противоракетный космический щит призван дезорганизовать, а то и полностью нейтрализовать ответный удар СССР, уничтожить при взлете и на последующих участках траектории полета советские ракеты, уцелевшие от американского первого удара.
Таким образом, взаимосвязь ударных космических и ядерных вооружений очевидна - оба эти вида вооружений являются неотъемлемыми компонентами ядерной стратегии США, стратегии, нацеленной на получение возможности безнаказанного ядерного нападения и проведения политики ядерного шантажа по отношению к Советскому Союзу и другим странам.
СМЫСЛ ОГРАНИЧЕНИЯ СИСТЕМ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ
Именно отсутствие широкомасштабных систем ПРО гарантирует, что у жертвы даже самого мощного, вероломного и изощренного упреждающего удара останется вполне достаточно средств для сокрушительного ответного удара возмездия. Уже сама система базирования современных стратегических сил (наземное, морское, воздушное), а также многократно дублируемые системы боевого управления ими практически исключают возможность одновременного уничтожения всех сил ответного удара. Это делает первый удар в высшей степени опасным для самого агрессора: у обороняющейся стороны остается достаточно средств для сокрушительного ответного удара, что до сих пор и являлось хотя и не идеальным, но все же достаточно надежным средством сдерживания США от военных авантюр.
Более того, отсутствие широкомасштабных систем ПРО создает самые благоприятные предпосылки для ограничения гонки вооружений. Это в значительной степени облегчает задачу ядерного разоружения на наступательном стратегическом направлении, ибо в таком случае сохраняется возможность, как это предлагает Советский Союз, отталкиваясь от военно-стратегического равновесия и неуклонно соблюдая принцип равенства и одинаковой безопасности, идти по пути постепенного снижения уровней военного противостояния.
Эта взаимосвязь между оборонительными и наступательными стратегическими вооружениями появилась не сегодня. Напомним, что уже в 1972 г. при заключении договоров по ПРО и ОСВ-1 стороны пришли к соглашению, что взаимная сдержанность в области систем ПРО дает возможность продвигаться вперед по пути ограничения и сокращения наступательных вооружений.
Совершенно очевидно, что развертывание Соединенными Штатами широко, масштабной системы ПРО с элементами космического базирования привело бы к подрыву стратегического паритета и дестабилизации в мире в целом. Для восстановления нарушенного равновесия другая сторона вынуждена будет в ответ усиливать свой стратегический потенциал либо путем количественного и качественного совершенствования своих наступательных сил, либо за счет их дополнения средствами обороны. В любом случае все это вело бы в итоге к неограниченной гонке вооружений на всех направлениях.
Правящей группировке США сегодня не хочется признавать то, что было признано когда-то ее предшественниками. Безусловное соблюдение Договора по ПРО, зафиксировавшего взаимосвязь между наступательными и оборонительными вооружениями, явилось бы практически непреодолимым препятствием на пути реализации пентагоновских планов милитаризации космоса. Вот и стараются в Вашингтоне любой ценой дискредитировать это краеугольное положение не только Договора по ПРО, но и всего процесса ограничения и сокращения стратегических вооружений. Поэтому-то и пытаются представить дело так, будто ранее стороны пришли к нему не в результате признания роли систем ПРО как катализатора гонки вооружений, а лишь потому, что в то время отсутствовали технические возможности создать эффективные системы ПРО.
Взаимосвязь между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями носит непреходящий характер и существует объективно. Она устойчива и ни в коем случае не исчезает с появлением возможности создания технически более совершенных и эффективных систем ПРО. Каждому, кто хотя бы мало-мальски знаком с новейшими тенденциями в развитии современных систем оружия и боевой техники, ясно, что эта взаимосвязь становится все более прочной, более чувствительной ко всякого рода переменам. Ведь создание широкомасштабной системы ПРО с элементами космического базирования, в которой в качестве ударных компонентов предполагается использовать оружие практически мгновенного действия (так называемое оружие направленной энергии), не может не вызывать соответствующих изменений и в ответных видах оружия.
НЕИЗБЕЖНОСТЬ ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ СООТНОШЕНИЯ СИЛ
Создание ударных космических систем заметно повлияло бы на соотношение военных сил сторон, сделало бы его крайне неустойчивым, нестабильным. При этом резко возросла бы опасность развязывания ядерной войны, поскольку даже при наличии у сторон примерно равноценных широкомасштабных систем ПРО весьма незначительные различия в их эффективности уже вели бы к дестабилизации всей стратегической ситуации, подрыву стратегического паритета. Уже сама работа по реализации объявленной Вашингтоном программы "звездных войн" носит крайне провокационный, дестабилизирующий характер. Планы США не только подрывают основу процесса ограничения гонки вооружений, не только являются препятствием на пути любых договоренностей, но и прямо программируют гонку вооружений на десятилетия вперед, втягивают в нее другие государства.
При этом Соединенные Штаты откровенно рассчитывают втянуть и нас в этот процесс, обескровить при этом нашу экономику, затормозить осуществление наших планов социально-экономического развития. Но ведь и самим США это грозит огромными издержками. Нагромождение громадных количеств оружия займет десятки лет с затратой неисчислимых материальных и иных ресурсов человечества.
Чтобы не допустить этого, Советский Союз недавно выдвинул новые инициативы, преследующие цель остановить губительный процесс гонки вооружений. Суть их заключается в комплексном и радикальном подходе к решению проблемы ядерных и космических вооружений.
Таким образом, Советский Союз еще раз продемонстрировал не только свою готовность действительно обуздать гонку вооружений, но и гибкость при подходе к решению этой важнейшей проблемы.
При этом, и мы хотели бы это еще раз подчеркнуть, решающее значение имеет проблема немилитаризации космоса. Она настолько важна, что, если Соединенные Штаты встанут на путь нарушения достигнутой договоренности в части, касающейся необходимости предотвращения гонки вооружений в космосе, последствия будут самые тяжелые. И дело не только в том, что могут быть взорваны переговоры. Милитаризация космоса перечеркнет все то, чего ценой колоссальных усилий уже удалось достичь до сих пор в области ограничения стратегических вооружений, а заодно перечеркнет и надежды народов на создание надежной системы международной безопасности в будущем.