Примерное время чтения: 7 минут
293

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ. Психологическая обработка

Буржуазная пропаганда продолжает искать пути более эффективного воздействия на сознание масс. Для чего? Во-первых, чтобы заставить поверить западного обывателя в незыблемость капитализма и оправдать агрессивный характер империализма, а во-вторых - "отвадить" людей от социализма. В этих целях западные пропагандисты буквально, что называется, "давят" на психику. Какие методы при этом используются, рассказывается в данной статье.

ОБРАЗ "ГИГАНТА-МАМОНТА"

Буржуазия всегда старалась и старается сегодня создавать такую психологическую атмосферу, в которой капиталистическая система казалась бы надежной и незыблемой. "Власть большого бизнеса, - говорил по этому поводу член Политбюро ЦК Компартии США Джеймс Уэст, - с проявлениями которой на каждом шагу сталкиваются рабочий класс и народ в целом, стремится внедрить психологию, будто ничто не способно уничтожить этого гиганта-мамонта. Очень часто можно слышать, как люди говорят: "Нельзя победить истэблишмент".

Буржуазное общество стремится всеми силами выдать существующую капиталистическую систему за наиболее соответствующую "природе человека", его психологии, якобы естественно ориентированной на частную, а не на коллективную собственность. "Капитализм, - писал немецкий ученый Р. Штайгервальд, - изображается в качестве непреодолимого конечного состояния человеческой истории".

Для придания привлекательности капиталистической системе в массовое сознание внедряются всевозможные социальные мифы, такие, как иллюзия "равных возможностей", "простора для предприимчивости" и т. п. Эти иллюзии активно поддерживаются постоянным прославлением частнособственнической психологии, буржуазного индивидуализма: "каждый сам за себя, один бог за всех", "делай в отношении других то, что они бы сделали в отношении тебя, только делай это первым".

На уровне индивидуалистической психологии внедряется идея о том, что человек, который изобретет "мышеловку лучше существующей", неизменно станет миллионером. В доказательство приводятся так называемые "success stories" ("рассказы об успехе"), излагающие бесчисленные "рецепты удачи", разжигающие частнособственнические вожделения, а вместе с ними - и преклонение перед капиталистической системой.

В целях идеологической и психологической консолидации капиталистической системы проповедуется миф о "народном капитализме" и об "общности" неких внеклассовых "интересов народа". Усиленно насаждается иллюзия "социального партнерства". Популяризируются высказывания вроде "мы все плывем в одной лодке" и, соответственно, "не надо ее раскачивать".

В этих же целях - укрепления капиталистической системы - широко используются игра на патриотических чувствах, призывы стремиться к "единым национальным целям", а в США к этому еще добавляется разжигание шовинизма и проповедь об "исключительности Америки" и ее праве на "мировое моральное лидерство".

"НАУЧИТЬСЯ НЕНАВИДЕТЬ"

Восхваляя капитализм, буржуазная пропаганда в то же время в своем стремлении "отвадить людей от социализма" стремится выставить новый строй в непривлекательном свете, дискредитировать не только теорию, но главным образом практику реального социализма. При этом пропаганда неизбежно обращается к обыденному сознанию, к психологии обывателя.

Конечную цель такого антикоммунистического психопрограммирования предельно четко сформулировал апологет американского империализма У. Стайрон: "Мы должны ненавидеть коммунизм... Ненависть к коммунизму должна быть настоятельной потребностью".

Для создания подобных психологических барьеров в массовом сознании и организуются широкомасштабные пропагандистские кампании, лживо утверждающие, что при социализме якобы отсутствуют права человека, что социализм "дегуманизирует личность", "усредняет ее". Ликвидация частной собственности при социализме трактуется как покушение государства на собственность вообще, а вместе с тем и покушение на "равные возможности".

Именно поэтому на массовое сознание нацелены самые абсурдные измышления буржуазной пропаганды о сторонниках коммунизма. "Массовая культура", работающая в тесном контакте с буржуазной пропагандой, изображает их как людей ущербных психически или физически, озлобленных тем, что они якобы не смогли самоутвердиться в "честной борьбе" и теперь "мстят" отвергшему их буржуазному обществу. Они изображаются как представители наций, которых не коснулась "западная цивилизация" с ее "высокоразвитой культурой".

Таким образом, протаскивается мысль о том, что в странах "западной цивилизации" нет и не может быть социальной базы для коммунизма. А если там и существуют коммунисты, то это "иностранные агенты". Так, апеллируя к психике, выстраивается миф о "чужеродности коммунизма", об "экспорте революции", о пресловутой "руке Москвы", а в целом - о "международном коммунистическом заговоре, руководимом из Кремля".

"Лучше мертвый, чем красный" - вот бредовая идея, которую вколачивают в голову простому американцу все средства буржуазной пропаганды.

ЖОНГЛИРУЯ СЛОВАМИ

Нельзя не обратить внимания на то, что администрация США программу "крестового похода против коммунизма" назвала "Проект "Демократия". Еще и еще раз антикоммунизм стремится противопоставить понятия "коммунизм" и "демократия", "коммунизм" и "свобода". Напомним известные слова В. И. Ленина: "Свобода - великое слово, но под знаменем свободы промышленности велись самые разбойнические войны, под знаменем свободы труда - грабили трудящихся" (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 6, с. 9).

Жонглируя словами "свобода" и "демократия", буржуазная пропаганда организовала провокационную идеологическую диверсию под лозунгом "защиты прав человека".

Сегодня перед буржуазной пропагандой возникает новая задача - попытаться дискредитировать не только социализм, но и нарастающее движение сторонников мира в западных странах, опорочить массовые выступления за замораживание ядерных арсеналов, против размещения американских ракет в Европе, против вмешательства США в дела других народов.

Апеллируя к обыденному сознанию, буржуазная пропаганда спекулирует на таких понятиях, как "патриотизм", "защита родины", "верность американским идеалам" и т. д. Она стремится представить сторонников мира в западных странах как предателей.

И снова на помощь призывается психология. Создавая негативную психологическую установку по отношению к коммунистам, буржуазная пропаганда стремится распространить ее и на сторонников мира, представляя их как "замаскированных комми", "платных наемников Советского Союза". С этой целью буржуазная пропаганда распространяет нелепые домыслы о том, что движение сторонников мира в Европе "оплачивается Москвой".

ЧТОБЫ ОПРАВДАТЬ НАСИЛИЕ

Психологически примириться с агрессивной политикой американского империализма возможно, лишь оправдав насилие. В целом же речь идет о психологическом приятии войны, в том числе и ядерной. Внушение дозволенности насилия начинается с того, что юный американец за 10 лет видит в среднем 13 тыс. телевизионных убийств, и завершается утверждениями не только о правомочности "ограниченной ядерной войны", но и о возможности "выиграть эту войну".

Трактуя насилие как нормальный и даже необходимый элемент отношений - и между людьми, и между государствами, буржуазная пропаганда стремится психологически оправдать политику США "с позиции силы". При этом насилие империалистических сил преподносится как естественное и необходимое "в целях самообороны". В то же время происходит запугивание обывателя "советским насилием".

Вот один лишь пример. В 1983 г. "Голос Америки" широко популяризировал статью из одной американской газеты, в которой писалось о планах "захвата Советами Соединенных Штатов Америки". Согласно измышлениям автора статьи, СССР вначале завоевывает Панамский канал и изолирует от США Латинскую Америку, которая, конечно же, немедленно становится "советской". Затем русские устанавливают свое господство в Мексике, контролируют ее нефтедобычу, создают аванпост для нападения на США. Далее автор утверждает, что прямого нападения, может быть, даже и не понадобится, поскольку в США хлынут миллионы беженцев из стран Латинской Америки, среди которых будут "организованные коммунистами" ударные группы террористов и саботажников, призванные парализовать нормальную жизнь в Соединенных Штатах.

Подобные бредовые измышления, разнесенные по всему миру американской радиостанцией, не заслуживали бы даже и упоминания, если бы не одно обстоятельство. Эти измышления появились в конце августа 1983 г., т. е. когда Вашингтон вынашивал планы разбойничьей агрессии против Гренады.

Запугивая "советской угрозой" неинформированного "человека с улицы", буржуазная пропаганда проводит соответствующую психологическую обработку масс, с тем чтобы они без возражений приняли дальнейшее увеличение военного бюджета, гонку вооружений, сокращение расходов на социальные нужды, безработицу, инфляцию и другие проявления всеобъемлющего кризиса капиталистической системы.

О. ФЕОФАНОВ, доктор философских наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно