НАКАНУНЕ визита в Томск лидеров России и ФРГ местные власти навели в городе почти "немецкий порядок". А сам В. Путин по прилёте навёл порядок в скандальном деле о строительстве нефтепровода вдоль северного берега Байкала.
Сенсация случилась на совещании, посвящённом развитию Сибири. Первым делом выяснилось, что, несмотря на огромный потенциал, инвесторы обходят этот регион стороной, производство падает, доходы населения ниже среднероссийских, а жизнь дороже. И люди бегут. Идеями начали делиться министры. Г. Греф, например, сказал что-то про "кластерный анализ для выявления конкурентоспособных сфер и точек роста".
Одна такая "точка роста" - нефтепровод Тайшет - Находка. Глава "Транснефти" С. Вайншток с восторгом рассказал, как труба мощностью 80 млн. тонн нефти в год пойдёт в Китай и к Тихому океану. В Сибири благодаря ей появится множество рабочих мест... По всему выходило, что труба не угрожает экологии Байкала. В защиту нефтяников выступил глава Бурятии Л. Потапов. В Иркутске против трубопровода высказывался даже губернатор А. Тишанин, который теперь понуро сидел рядом. "Я у себя в республике выступил по телевидению и всё объяснил! - продолжал г-н Потапов. - А то петухов политических много развелось!"
Отбивать атаку к карте Сибири вышел академик Н. Лавёров. Осторожно заметил, что трубопровод лучше всё-таки провести северней. Дело даже не в вероятности 10-балльных землетрясений, а в оползневых зонах, от которых защиты нет. "Вот здесь и здесь", - начал он водить по карте пальцем. Тут к карте отправился и В. Путин. В зале повисла тишина. "Есть возможность построить севернее?" - спросил президент главу "Транснефти". "Вы меня поставили в тупик", - опешил тот. "Колеблетесь... Значит, возможность есть!"
Можно предположить, что на совещание президент уже приехал с идеей "спасти" озеро от трубы. А возможно, точку в его сомнениях поставила фраза г-на Вайнштока о "запроектной вероятности" аварии. Накануне президент вручал ордена "чернобыльцам" и, как сам признался, посмотрел перед этим документальный фильм об аварии на ЧАЭС. Чернобыльская катастрофа на "птичьем" языке инженеров тоже называется "запроектной" - то есть такой, которой не могло быть. "Если есть хоть ничтожная доля опасности загрязнения Байкала, - не обманул ожиданий россиян В. Путин, - мы должны сделать всё, чтобы эту опасность исключить!" Решили, что строительство трубы всё же начнут. А пока подойдут к Байкалу, определят в его окрестностях новый маршрут, который пройдёт вне водозаборной зоны озера.