Примерное время чтения: 6 минут
1766

Куда делись символы Родины

Матрёшек, балалаек и медведей в России по-прежнему хватает. А что стало с другими, не менее яркими символами страны, известными во всём мире?

ЗАГЛЯНЕШЬ иной раз в гости к какой-нибудь российской бабушке, а у неё на столе - настоящий тульский самовор кипит, на голове - павлово-посадский платок, на шее - бусы из малахита, а в скромной комнате - палехская шкатулочка, подаренная мужем к рождению первенца. И ведь не зря гонялись иностранцы за гжельскими безделушками, вологодскими кружевами, за всем тем, что отличает нас от других. "АиФ" выяснил, живы ли сегодня эти "национальные ценности"?

1. ХОХЛОМА

Считается, что растительный рисунок с красными и чёрными элементами на золотом фоне придумали во второй половине XVIII в. старообрядцы. Другая легенда гласит, что роспись зародилась в старинных монастырях.

Рассказывают, что один из мастеров-"хохломистов" Михаил Красильников в 1884 году отправил на выставку в Петербург свою картину "Крестьянское утро", написанную на крышке стола в хохломской традиции. Мастер мечтал, что ему будет позволено учиться в Петербурге. Картина имела успех: Михаила вызвали в Петербург и наградили часами и тулупом. Однако учиться в столице ему никто не предложил. С горя мастер пропил и часы, и тулуп.

Сегодня хохломские изделия производятся более чем на 30 предприятиях России. Светлана Анисова, начальник отдела внешнеэкономической деятельности "Хохломской росписи", рассказала "АиФ": "Раньше мы экспортировали до 80% продукции, теперь объёмы недотягивают и до 10%. Мешает огромное количество подделок. Мы сами проводили экспертизу и выяснили, что подпольные художники используют для полировки паркетный лак! А наша посуда абсолютно экологична".

2. ХРУСТАЛЬ ИЗ ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНОГО

В 1756 году в с. Микулино Мещёрского края на берегу реки Гусь купец Аким Мальцев решил заложить фабрику по производству стекла и хрусталя.

Рассказывают, что наибольшего расцвета хрустальное производство достигло в первой четверти XIX века, когда во главе фабрики встал Сергей Мальцев. Он ввёл в оборот даже свои собственные деньги. Рабочим выдавали часть зарплаты талонами номиналом от 5 коп. до 3 руб. Ими рабочие расплачивались за продукты в неурожайные годы.

Сегодня Гусевской хрустальный завод, частично принадлежащий иностранцам, - лидер на российском рынке по производству стеклянной и хрустальной посуды и художественных изделий.

3. ПАЛЕХСКАЯ ШКАТУЛКА

Появились шкатулки уже после революции - в 20-х годах прошлого века. Впрочем, мастера начали делать шкатулки не от хорошей жизни. Издавна Палех славился своими иконами. Однако после революции иконописцы остались без работы. Мастера перенесли своё искусство на картонные коробки. И в основу росписи взяли сюжеты русских народных сказок.

Рассказывают, что после октября 1917 г. американцы предложили жителям Палеха перевезти их за океан вместе с избами, скотиной и домашней утварью, лишь бы палехское искусство не умерло. Однако патриоты-художники отказались.

Сегодня художники в Палехе работают не в мастерских, а на дому. Мастеров, пишущих в исконно палехской традиции, осталось не более 120. Качественная расписная шкатулка стоит до тысячи долларов.

Светлана Гусева, главный специалист Комитета по культуре Ивановской области, считает, что даже если "художники разобщены, это не значит, что у них нет рынка сбыта. Они находят клиентов за границей, там их работа до сих пор в цене".

4. ПАВЛОВОПОСАДСКИЕ ПЛАТКИ

Павловопосадские платки с их ярким цветочным рисунком появились в середине XIX века благодаря предпринимателям Якову Лабзину и Василию Грязнову. Двое коммерсантов познакомились случайно и решили расширить платочное дело, которое досталось Якову по наследству.

Рассказывают, что знаменитый французский кутюрье Пьер Карден был так поражён красотой и женственностью павловопосадских платков, что создал на их основе две коллекции "от кутюр". Платья были проданы прямо на показе.

Сегодня "Павлово-Посадская платочная мануфактура" работает и по сей день, ежегодно выпуская около 200 видов шалей, платков и шарфов.

5. ГЖЕЛЬ

Знаменитый гжельский фарфор появился в конце XVIII века. Стоил он очень дорого и был в чести у купцов и дворян. С тем же благоговением к гжельским вещицам относились в советские времена.

Рассказывают, что секретом этого тонкого производства в период зарождения владели буквально единицы. Мастера, опасаясь конкуренции со стороны местных гончаров, строго хранили свои секреты. Хозяин завода даже специально нанял немого мастера, чтобы тот не мог выдать тайны на сторону. Крестьяне же попросту напоили мастера, и тот из тщеславия показал им весь процесс производства.

Сегодня гжельский фарфор, хоть и несколько отличается от старинных вещиц, всё же сохраняет традиционный вид. На предприятии выпускают более 2,5 тыс. наименований фарфоровых изделий в год, но Виктор Логинов, гендиректор объединения "Гжель", считает, что без помощи государства его предприятию не выжить.

6. УРАЛЬСКИЙ МАЛАХИТ

Расцвет славы малахита пришёлся на середину XIX века. Крупными уральскими месторождениями владел в то время фабрикант А. Н. Демидов. Императорский двор заказывал изделия из малахита и платил за это огромные деньги.

Рассказывают, что в прошлом году на Урал прибыла делегация из Дании во главе с принцем Иоакимом. Гостей встречал губернатор Россель, который преподнёс принцу в дар элегантную поделку, сделав акцент на том, что изготовлена она в старинных традициях из настоящего уральского малахита. Дружба народов стала бы ещё крепче, если бы не оказалось среди датских гостей геолога. Специалисту хватило нескольких минут, чтобы понять: перед ним не уральский, а заирский минерал, куда менее ценный и низкого качества. О судьбе выбиравшего подарок уральского чиновника ничего не сообщается.

Сегодня встретить настоящий уральский минерал практически невозможно. Добыча его на главных уральских месторождениях - Гумешевском и Меднорудянском - практически полностью прекращена в конце 70-х годов ХХ века. Стоимость качественного уральского малахита - лучшего в мире - не уступает стоимости изумруда, а заядлые коллекционеры вспоминают, что ещё 20 лет назад за нитку бус длиной полметра предлагали "Жигули".

О судьбе и нынешнем состоянии других символов России читайте в ближайших номерах "АиФ".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно