В XVIII веке фарфоровый завод Гарднера по заказу императора выполнил 4 орденских сервиза, в XX веке - вазы с портретами членов Политбюро, потом - модные чайные наборы. Сейчас завод, как и большинство предприятий народного промысла, переживает не лучшие времена. Неужели знаменитый фарфор никому не нужен?
ЕЩЕ в 1980-е гг. на заводе работало более 2 тыс. чел. Каждый житель Вербилок считал за честь устроиться на фарфоровое производство. Сейчас в нескольких корпусах трудятся всего 400 чел. Остальные ездят на заработки за 90 км в Москву. "Средняя зарплата рабочего - 4-5 тыс. руб., - говорит главный художник Надежда Теплышева. - Работают у нас в основном пенсионеры и люди старшего возраста - те, кто отдал фарфору половину своей жизни". Но больше всего работников завода расстраивает другое. "Посмотрите на наш пустой двор, - продолжает Надежда Анатольевна. - Раньше он был забит машинами. Чтобы купить изделия, очередь выстраивалась. А теперь гоняются за китайскими чашками".
В цене - дешевый "китай"
У ФАРФОРА есть несколько критериев качества: белизна - в изделии не должно быть черненьких "мушек", блеск, для тонкостенных изделий - легкость и прозрачность. Если постучать ручкой, фарфор должен ответить ровным, немного низковатым звуком. Особо ценится ручная работа - "литье" и роспись. По всем этим показателям гарднеровский фарфор по-прежнему один из самых лучших в мире. Единственное, в чем уступает китайским и украинским поделкам, - в цене. "Не смотрите на ценники в магазинах, - говорит директор Вадим Лунев. - Китайский фарфор - один из самых дешевых, оптовики скупают его за бесценок. Наш, подмосковный, фарфор ничем не хуже, но его себестоимость выше, поэтому покупать его оптовикам невыгодно".
А как его сделать дешевле, если цены на перевозки и газ постоянно растут?! Белую глину, основной компонент фарфора, везут из-за границы. В этом году снова повысились расценки на газ и электричество. "Фарфор нужно обжигать в печи при температуре свыше 1300 градусов, - продолжает Вадим Лунев. - Газ нужен в огромных количествах". Для предприятий народных промыслов предусмотрен особый тариф, да только "газовики" его не соблюдают - газ продают по цене в полтора раза дороже. В итоге 30% от общего производства "работает" на энергоносители. Еще 30% - на налоги. То, что остается, идет на зарплату рабочим. Понижать оптовые цены завод не может. А в розницу товар в несколько раз дешевле китайского и украинского. Да только кто его видит?
Одна и та же модель сервиза пользуется спросом 50 лет
СЕЙЧАС увидеть гарднеровский фарфор можно только в специализированных магазинах или... в кино. "Практически в каждом старом фильме есть наши сервизы, - говорит Надежда Теплышева. - В основном "барбарис" - белые чашки с красными ягодками - и "горюн-трава" - зеленая роспись с желтыми цветами. Мы их выпускаем более 50 лет. И они по-прежнему пользуются спросом. Может, из-за ностальгии по старым временам?" Смотрю продукцию завода - и к горлу подкатывается комок: из таких же чашек с ярко-красными цветами я пила чай 20 лет назад у моей тети в деревне. "За год мы внедряем более 10 новых форм и свыше 40 рисунков, - говорит художник Наталья Мощенкова. - Но на все это нужно время: пока фасон и расцветку утвердят, пока изготовят пробные модели... Сложности и с росписью: придумаешь рисунок, а рабочим наносить его неудобно. Производить такое изделие невыгодно. Угадать вкусы публики очень сложно. Прихожу в гости к подруге, вижу блюдо своей работы, мне за рисунок стыдно, а подруга в восторге".
Сервизы, сделанные специально по императорскому заказу, вазы и тарелки, изготовленные к дню рождения Сталина, - все это и сегодня хранится на заводе. Коллекция фарфора насчитывает более 15 тыс. предметов. Раньше экспозицию мог посетить любой желающий, теперь же все экспонаты пылятся в ящиках подсобки. "В прошлом году от старости начали лопаться витражи, - говорит Надежда Теплышева. - И нам пришлось убрать экспонаты. У завода нет денег на то, чтобы оборудовать помещение для музея. Неужели нам никто не хочет помочь?"