СТОЛИЧНЫЕ магазины завалены диковинными изделиями русских мастеров. Тысячи матрешек плотными рядами пылятся на полках. А мастера все режут и режут, не покладая рук. Резьбе по дереву и кости веками обучались жители некоторых городков Подмосковья. Разве можно отказаться от наших традиций?
Сергиев Посад
РОДИНА русской матрешки - Сергиев Посад. "Папой Карло" этой куколки считают Василия Звездочкина, который работал в московской мастерской при магазине "Детское воспитание" в 1899 г. Владелец торговой точки требовал от мастеров креативных идей. Звездочкин, листая журналы, наткнулся как-то на необычную форму и попытался выточить по ее образу и подобию человеческую фигурку. Начальник оценил идею изобретателя и отдал изделие на роспись. В 1900 г. "пилотную партию" игрушек отобрали на Парижскую выставку, после которой владелец магазина получил крупный матрешечный заказ. Образцы раздали всем кустарям посада. И дело пошло. Русская матрешка стала размножаться в неимоверных количествах.
И сегодня "уровень рождаемости" у матрешек устойчиво превышает спрос. Поэтому прилавки сувенирных магазинов уставлены деревянными красавицами от "3 в 1" до "12 в 1". Иностранцы на них "западают" с первого взгляда. А вот у нас глаз замылился, потому не замечаем этакой живописной красоты. Но игрушечная специализация в этих местах зародилась гораздо раньше матрешек. Троице-Сергиев монастырь на холме Маковец был основан в середине XIV века. Не прошло и ста лет, как монастырь превратился в самостоятельный крупный хозяйственный "субъект". Вокруг образовался посад - расселились безземельные ремесленники, среди которых было немало игрушечников. О возникновении игрушечного промысла в Сергиевом Посаде существует несколько легенд. По одной из них игрушки делал сам основатель монастыря - Сергий. По другой - начало игрушечного промысла приписывают юродивому по прозвищу Татыга. Посадский промысел быстро разросся. Продукцию охотно раскупали по всей России. К концу XVIII века изготовление игрушек в Сергиевом Посаде от кустарей стало переходить к владельцам мастерских. Подобных мастерских в посаде к середине XIX столетия насчитывалось более 300! Причем по "объему продаж" лидировали игрушечные кони.
Богородское
СЕЛО Богородское всего в нескольких километрах от Сергиева Посада. По народному преданию, как-то давным-давно задумала мать позабавить малых детей. Вырезала из чурбачка фигурку "ауки". Дети порадовались, поиграли и забросили "ауку" за печь. Муж стал собираться на базар и говорит: "Возьму-ка я "ауку" да и покажу на базаре торгашам". "Ауку" купили и еще попросили. С тех пор и повелась резьба игрушки в Богородском. В руках современных резчиков по старинным "рецептам" осиновые, липовые или березовые чурки также превращаются в очаровательные фигурки или жанровые сценки. Богородские изделия обычно некрашеные, сохраняющие природный цвет дерева и очень редко - расписные. Они отличаются не только классной резьбой, но и оригинальной конструкцией. Например, резчики додумались делать деревья с колеблющимися листочками, крепя их на тонких проволочках. "Кузнецы" и "Солдаты на разводе" установлены на движущихся планках. "Лыжники" и "Как яблоньку сажают" стоят на тумбочке со спиральной пружиной внутри. Говорят, что французский скульптор Огюст Роден при встрече с русскими художниками в 1910 г., взяв в руки игрушку "Кузнецы", воскликнул: "Народ, который создал эту игрушку, - великий народ".
Хотьково
В ГОРОДЕ Хотькове режут ковши, декоративные блюда, тарелки для хлеба, чайницы, поставцы, вазы и горшки для цветов, шкатулки, коробочки, пудреницы, рамки, различные письменные приборы, пеналы для карандашей. Основной мотив орнамента - растительность в виде мягко изгибающихся цветов, трав, листьев, ветвей. Основной материал - липа, реже - береза. После токарной или столярной обработки на поверхность наносится контур будущего рисунка. Затем с помощью стамесок, резцов и напильников мастер доводит изделие до кондиции. Поверхность зачищают шкуркой, покрывают темными протравами, пока не получится мягкая гамма оттенков - от бледно-желтых до темно-коричневых. Покрывают бесцветным прозрачным лаком или полируют до блеска.
Резьба по кости - тоже один из старейших видов русского народного искусства. Хотьковцы костяные изделия выпускают с 1947 г. Первыми мастерами были местные резчики-миниатюристы по дереву. Они легко освоили резьбу по животной кости (цевке). Делали костяные кубки, шкатулки, веера, броши, пуговицы... Иногда в сочетании с деревом, металлом или папье-маше. Когда хотьковские мастера поднаторели в искусстве резьбы и цветной гравировки, они изобрели многоплановый рельеф. Представить, как это выглядит, очень просто: несколько костяных пластин с ажурно-рельефной резьбой последовательно накладывают одна на другую. Выполнить это стоит колоссальных трудов.
Конкуренция
ПРОМЫСЛЫ - разные, проблемы - одни. Зарплаты, которые художникам предлагает государство, низкие, неадекватны вложенному труду и ценам, по которым эти шедевры "уходят" с прилавков. Самые злые конкуренты фабричных мастеров - бывшие сотрудники, переквалифицировавшиеся в кустари. Они работают без лицензии, налоги не платят, значит, есть возможность сбывать свои изделия по демпинговым расценкам. Основные покупатели продукции все-таки иностранцы, люди прагматичные: для себя берут дорогие подлинники, а на подарки родственникам и друзьям - дешевые подделки. Жаль, что мы эти игрушки не покупаем, все больше китайскими увлекаемся...