Примерное время чтения: 5 минут
131

Черные и красные

ФАБРИКА федоскинских изделий - полная противоположность своей красочной продукции. Мрачная многоэтажка посреди одноименной деревни. Фойе в состоянии разрухи или затяжного ремонта. Ни одной живой души, кроме охранника. Самая богатая часть интерьера - обшарпанный стол на месте турникета. Над столом "для оживляжа" обстановки - стенгазета в духе предвыборного времени. На ватмане - портфолио какого-то депутата, пиарящегося в разных ракурсах. Сыро и холодно. Кто бы поверил, что в этих "застенках" рождаются миниатюрные шедевры?

ТВОРЕНИЯ федоскинских мастеров можно опознать по сюжетам на лакированных шкатулках. Обычно это тройки с бубенцами, сказочные герои, народные гулянья, копии портретов из Третьяковки или Русского музея... В специализированных магазинах ажиотажного спроса на изделия народных промыслов не наблюдается. Для иностранцев средней руки - дороговато. Среди наших не так часто встречаются коллекционеры. Поэтому фабрика в Федоскине перешла на корпоративные заказы. Один из последних шедевров - портрет губернатора Г. с дочкой. Имя заказчика держится в тайне.

Лак за лаком

ЧТОБЫ получить такую коробочку, придется изрядно помучиться. Исходный материал - картон. Сначала его режут на полоски. Промазывают клейстером, сваренным из крахмала или из муки с водой. Наматывают на форму. Эти "слойки" прессуются и приобретают форму будущего изделия. Болванки опускаются в льняное масло, разогретое до 80°. Этот этап называется проваркой. Дальше в печи изделия нагревают при температуре 100°. . Если соблюдать технологию, то в результате всех манипуляций обыкновенный картон становится в несколько раз крепче дерева и не боится влаги. После распиловки крышка и сама шкатулка соединяются крошечными шарнирчиками, которые тоже делаются вручную. Заготовки зашкуривают, на поверхности наносят защитные слои: грунтовку, автомобильную шпаклевку. Красят и несколько раз лакируют со всех сторон. Традиционно федоскинские изделия черные снаружи и красные внутри.

На все процедуры уходит не менее полугода. В таком виде шкатулка попадает на стол художника. В живописном цехе шкатулку доводят до кондиции в несколько этапов. Существует разделение труда. Орнаменталист, если требуется, расписывает бока. Живописец - крышку. Наносит: трафарет основного рисунка - несколько слоев лака - основные цвета - лак - мелкие детали - снова лак - блики - еще 6-7 слоев лака. Только в Федоскине пишут по океаническому перламутру, который вправляют в шкатулку. Сусальное золото не напыляют, а разбивают до тончайшего листочка и приклеивают. В готовом шедевре облака отливают перламутровым блеском, золото просвечивает в церковных куполах и праздничных одеждах.

Цена раритета

В МУЗЕЕ по полочкам расставлены раритеты. Не так уж много их сохранилось за 200-летнюю историю промысла. Шкатулочки, очечники, табакерки и другие полезные предметы осели в частных коллекциях.

Самих же нынешних живописцев можно с трудом обнаружить в лабиринтах холодных коридоров. Наконец повезло. У окна в одном из кабинетов совсем юная девушка забаррикадировалась кадками с комнатными растениями. Аня Краснослободцева только две недели назад закончила Федоскинское художественно-промышленное училище миниатюрной живописи, а уже копирует "Елену" художника Ларищева Г. И.

В соседней комнате оживленнее и чуть теплее. Надышал мини-коллектив. Четверо творцов в творческом процессе, а один усиленно отковыривает кусок ценного перламутра от крышечки. Самый общительный - Алексей Кучков. Сказывается 22-летний стаж работы. В руках у Алексея дивный "Волоколамский монастырь" со всеми "наворотами": перламутр, золото. "Художник пишет по-сквозному, если надо открыть основу материала", - получаем по ходу дела первые уроки мастерства. За соседним столом Лариса Бурмистрова "выписывает" копию с Рассохина - "Сборы к заутрене". Представляю, сколько Ларисе перепадет за ее творчество! Я такую "скромную" шкатулочку видела в "Подарках" на Тверской за 300 "зеленых"!

Про материальную "отдачу" художники скромно умалчивают. Не живописцы, а настоящие партизаны. Пришлось устроить перекрестные допросы всех присутствующих и попавшегося на выходе начальника живописного цеха Виктора Дмитриева. Оказалось, на фабрику вернулось плановое хозяйство. Ежемесячная норма - по 3 тыс. руб. на каждого творца. Так это же за один присест можно преодолеть! Но не все так просто. Есть, конечно, на фабрике мастера высшего класса, которые в домашних мастерских такое вытворяют! Одну шкатулку на заказ, но которая целый год всю семью кормит. Но для большинства из 250 фабричных художников все гораздо обиднее. Это на прилавках за шкатулочку диаметром с апельсин требуют кучу баксов, а фабричный художник получает за готовый экземпляр такого масштаба всего... 450 руб. На фабрике существует своя оценочная комиссия, которая принимает готовые работы. А в рознице их цена увеличивается в 8 - 12 раз. Иногда доходит до абсурда. На аукционе по Интернету авторский экземпляр "уходит" очередному коллекционеру за бешеные деньги, а сам автор только с завистью наблюдает, потому что его годовой зарплаты не хватит, чтобы выкупить собственное творение.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно