Первую почтовую марку в мире выпустило Главное почтовое бюро Великобритании в 1840 г. Это была черная, а чуть позже и синяя картинки с портретом королевы Виктории, названные "черный пенни" и "голубой двухпенсовик". В неизменном виде марки просуществовали до 1901 г. - целых 60 лет! Их изобретатель получил пост Генерального почтмейстера Великобритании и премию в 20 000 фунтов. Первые марки были обычными знаками почтовой оплаты, которые просто оказались удобнее, чем квитанция или штемпель. Однако спустя какое-то время оказалось, что марки могут быть также денежным средством, причем таким, какому разменный кризис не страшен. В отличие от денег, марку можно разрезать, и она не утратит своей способности быть средством оплаты. Так, английский двухпенсовик в случае необходимости разрезали пополам. Марки показали и свою необычайную устойчивость к инфляции: в 1923 г., когда в Германии на банкнотах надпечатывали тысячи, миллионы, а потом и миллиарды, почтовые чиновники предпочитали получать зарплату почтовыми марками.
На "черном пенни", кроме портрета королевы и номинала, нет больше никаких надписей, нет даже названия страны. По пути минимализма пошли затем Бавария и Бразилия: на их марках нет ничего, кроме цифры-номинала. Гораздо более распространенным является размещение на марках изображений: портретов монархов (как на первых марках Бельгии, Пруссии, Испании) или государственных гербов (так было в Австрии, Аргентине) Первые иллюстрированные марки с видами Сиднея выпустила почта Нового Южного Уэльса в 1850 г.
Спустя 10 лет после изобретения марки остро встал вопрос о том, как можно защитить от подделки государственные знаки почтовой оплаты. Для марок главным средством защиты станут зубцы по краям, что разделит все марки на перфорированные и неперфорированные. Первая перфорированная марка появилась в 1854 г. В остальном при производстве марок используют те же средства защиты, что и при выпуске денег: водяной знак, рельефное тиснение, светящаяся краска, многокрасочное объемное изображение. Особого эффекта добиваются при печатании марок на особой бумаге, например, сделанной вручную или изготовленной на основе японского шелка. Известны попытки издания марок даже на серебряной и золотой фольге.
В России первая почтовая марка появилась в 1857 г, спустя год начинают изготовлять и первые марки с зубцами (стоимостью 10, 20 и 30 коп.). Постепенно к 1884 г. в руках Экспедиции сосредотачивается все производство марок. Была проведена их унификация, а сами марки превратились в настоящие произведения искусства, выполненные гравюрой на металле. К 300-летию дома Романовых в России впервые была выпущена первая серия марок-портретов. На марке стоимостью в 1 копейку можно было увидеть портрет Петра I, на марке номиналом в 3 копейки - Александра III, на 10-копеечной - Николая II, на 15-копеечной - Александра II. Эти марки также активно использовали вместо монет. Уже тогда по специальным заказам в Экспедиции выпускали марки для других стран. На хранящихся в музее "Гознака" ближневосточных марках значится стоимость в 32 пиастров, на китайских цену обозначали в центах, на болгарских - в левах и стотинках. В 1918 г. художники Экспедиции создали рисунок для первой советской марки стоимостью 35, а затем и 70 коп. На ней художник Р. Зариньш изобразил руку с мечом, разрубающим цепь. Постоянный выпуск марок наладили на фабрике "Гознак" с 1921 г. Первые марки рисовали лучшие художники граверы того времени: В. Куприянов, Г. Рейндорф, П. Ксидиас. С тех пор на фабрике регулярно выпускают марки к юбилеям и важным событиям, а сама марка, исполненная при помощи самых современных форм печати, превратилась в настоящую художественную миниатюру.