Примерное время чтения: 3 минуты
106

Кукольные страсти

ПЯТЬ лет назад в Государственный НИИ реставрации из Сергиевопосадского музея игрушки попала уникальная коллекция предметов, принадлежавших семье Николая II. Масштаб работ поразил видавших виды специалистов: некоторым экспонатам вернуть художественность можно было только с помощью технологий, которых еще... не было.

БОЛЬШЕВИКИ убранство детских комнат из царских резиденций в Санкт-Петербурге, Царском Селе, Ливадии разместили в нескольких музеях. Но запасников игрушки не покидали. А если какие-то из них все же попадали в музейные залы, то без информации о предыдущих владельцах. "Нам было крайне интересно понять, как воспитывались дети Николая II, - рассказывает ученый секретарь НИИ реставрации Галина Алексеева. - Исследуя предмет за предметом, мы убеждались, что наравне с любовью к учебе ребятам прививалась тяга к труду. Были у них наборы для тиснения по коже, для сборки часов, даже обыкновенная садовая лейка! А на маленькой детской скамеечке лобзиком были выпилены инициалы великих княжон". У Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии кукол было предостаточно. Кукольные "тельца" имели, как правило, немецкие клейма, но вот наряды для них шились исключительно в России, в специальных мастерских. Гардеробы были по-настоящему царскими - целые сундучки с приданым. Интересно, что и простые панталончики, и бальные платья в точности повторяли реальную одежду рубежа веков. О том, насколько любили играть маленькие великие княжны, наглядно свидетельствуют стоптанные туфельки фарфоровой красавицы. По количеству игрушек не отставал и царевич. Реставраторы восхищались точными миниатюрными копиями целой армии солдатиков, арсенала оружия и моделей кораблей, а также историческим лото с портретами "Государей Земли Русской".

Есть в этой коллекции, датируемой началом века, настоящие шедевры. К примеру, трон, подаренный русским умельцем из Рязанской губернии Великому князю Алексею Николаевичу по случаю празднования трехсотлетия Дома Романовых только размером выдает игрушку, а так - бархат, вышивка, резной дуб, натуральные камни... Особое место в коллекции занимают раритеты. Конь-качалка видел еще Екатерину Великую, подарившую его сыну - будущему императору Павлу I. Как раз этот конь внушает ученым наибольшие опасения. Ему необходим рентген, чтобы определить состояние каркаса игрушки. Так в чем же проблема? Зарплата у реставраторов института 300-400 руб. Кто-то за такие деньги только на этой коллекции сильно испортил зрение, восстанавливая по ниточке золотую и серебряную вышивку (о замене ткани на новую у этих ценителей старины даже не идет речь), а кто-то на свои кровные колесит по стране в поисках архивных материалов, без которых работа застопорится. Кроме зарплаты, эти энтузиасты больше ничем не финансируются. Тогда как тысячи долларов уходят на экспертизу лакокрасочного слоя игрушек и оплату специалистов разного профиля, присутствие которых необходимо из-за многообразия типов материалов, из которых изготовлены вещи. Труда проделано на сто тысяч долларов! Еще двадцать взять негде, а без них невозможно вернуть к жизни три "гвоздя программы": того самого коня-качалку, детскую коляску и солдата (на фото) - коллекция без них считается неполной: путь на выставки мира закрыт. НИИ реставрации не лишен предложений от "новых русских", желающих похвалиться гостям царственным приобретением. Им категорически отказывают. Но мучительно раздумывают: по карману ли принципиальность?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно