Только две из бесчисленного множества революций мировой истории получили эпитет "великих": французская и наша.
РУССКАЯ революция была не копией французской, а в определённом смысле её зеркальным отражением, где правое и левое поменялись местами.
И французская, и русская революции состояли из двух этапов. Во Франции началом первого этапа считается "штурм Бастилии" 14 июля 1789 г., который и отмечается как национальный праздник. С этого момента приобрели огромное влияние выражавшие интересы нижних слоёв общества якобинцы, которые в конце мая 1793 г. установили свою диктатуру. Конечно же, это были прямые предшественники наших большевиков, считавших якобинскую диктатуру высшей фазой французской революции. Этот её этап проходил под лозунгом "Свобода, равенство, братство". Кончился он в июле 1794 года, когда в результате так называемого "термидорианского переворота" к власти пришла олигархия и установился буржуазный строй, сохраняющийся и поныне, в котором "свобода" стала всего лишь свободой торговли, "равенство" - формальным равенством перед законом, а о "братстве" забыли и думать. Таким образом, там сначала произошла "социалистическая" революция, свергнувшая монархию, а потом буржуазная. У нас же было наоборот: царя сбросила буржуазная Февральская революция, а социалистическая началась лишь в конце октября.
Великую французскую революцию начали левые, а подхватили и обратили в свою пользу правые, а в великой русской революции всё шло в обратном порядке. Это и определяет главное различие между ними. И там, и там плоды революции были плодами второго этапа, поэтому Франция в результате стала буржуазным государством, а Россия - социалистическим. Но на выборе дня национального праздника это различие почему-то не сказалось. В Советском Союзе народ ликовал 7 ноября, когда был заложен тот политический и социальный фундамент, на котором стояла страна, и это было абсолютно логично. Во Франции народ до сих пор ликует 14 июля, когда было лишь провозглашено построение нового мира свободы и разума. Тот уклад, который сейчас существует во Франции, был заложен 27 июля 1794 г., вот бы и праздновать французам эту дату. Но нет, они устраивают парады и гулянья 14 июля, и это парадоксально. В чём же тут дело?
У Франции есть ещё нечто столь же великое, как у России, - её литература. А она, начиная со Стендаля и Бальзака и кончая Мопассаном и Прустом, проникнута неприятием буржуазного жизнеустройства. Всенародно праздновать приход к власти правых 9-го термидора 1794 г. значило бы пойти против всей национальной культуры, самые видные представители которой неизменно были левыми или сочувствующими левым. Возникает вопрос: почему же они не призывали устроить антибуржуазную революцию или не эмигрировали в СССР? Ответ прост: при капитализме, особенно когда ты с деньгами, жить удобнее. Удобнее телу. Но душа при капитализме тоскует, её шокируют мещанство, сытая жизнь без прекрасной мечты. А мечту изобретать не надо: её провозгласили в конце XVIII века Камиль Демулен, Жан Поль Марат, Луи Сен-Жюст и Максимильен Робеспьер, и она действительно была прекрасной и благородной.
Именно условный день рождения великой мечты своих предков празднуют французы 14 июля. То обстоятельство, что эта мечта не осуществилась, не имеет принципиального значения.
Ловко устроились французы: раз в год отдают почести грёзам, а остальное время живут суровой действительностью. Не взять ли нам с них пример и вернуться к празднованию 7 ноября?
Похоже, это не получится, ибо у нас другая ситуация. Ведь наша якобинская мечта сбылась и правила нами целых семь десятилетий. За это время она всем надоела и полностью себя изжила.
На фото:
900 ремесленников, торговцев и мещан, 2 отряда гражданской милиции штурмовали Бастилию 14 июля 1789 г.