Обозреватель "АиФ" инспектирует секретные военные объекты России
"Воевода" - самая мощная в мире ракета. Пока это оружие составляет основную часть боевого потенциала РВСН - 150 комплексов.
НЕДАВНО Верховный главнокомандующий проверил на прочность главную атомную "заначку", доставшуюся России от СССР. РВСН осуществили учебный пуск межконтинентальной баллистической ракеты "Воевода".
У 210-тонной "Воеводы" (по классификации НАТО - "Сатана") не только внушительный 30-метровый вид, но и мощная боевая начинка - 10 боеголовок. Сила одного заряда равняется мощности 1200 бомб, сброшенных на Хиросиму. И на каждую такую боеголовку противник должен потратить от 3 до 10 антиракет. Недавно испытанной ракете как бы продлили боевой контракт, оставив по приказу В. Путина в составе РВСН ещё на 10-15 лет.
Медведь в роли террориста
ВОЗРАСТ ракетной дивизии, где притаились "Воеводы", далеко не младенческий - 41 год. И место для её создания выбрано словно по Божьей воле. С Ужуром (в переводе с хакасского - "яма") связаны древние легенды. Шаманы до сих пор утверждают, что тот, кто владеет Ужуром, правит всей Евразией.
Сегодняшний Ужур - заштатный провинциальный городок, а единственный архитектурный шедевр, памятник Ленину, указывает гипсовой рукой в центр цивилизации - военный посёлок ракетчиков Солнечный. Командир "тяжёлой" дивизии генерал-майор Александр Сивачёв (недавно он назначен на должность зам. командующего ракетной армией) светится, как новенький российский рубль. Ещё бы! В дивизии громадный демографический взрыв. Его подчинённые, не спящие на боевом дежурстве, не дремлют и дома - с удовольствием "клепают" детей. Так что под окнами штаба растут стены нового, третьего детского сада.
- Раньше к нам и на 100 км нельзя было подойти! Всё было сверхсекретно, даже воздух, - рассказывает генерал-майор А. Сивачёв. - А сегодня? - Комдив с досадой махнул рукой. - Многое известно Пентагону - в том числе и количество ракет. Все наши тайны вошли в совместный Договор с США о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ).
К сожалению, таких дивизий, как наша, осталось только две из тринадцати существовавших раньше. Остальные сокращены. Так же, впрочем, поступают и американцы. Паритет есть паритет! Биография дивизии прописана как минимум до 2016 года. Постепенно ветераны - МБР "Воевода" - уйдут на "пенсию", а их место займёт оружие XXI века - стратегические ракеты нового поколения.
Дислокация дивизии уникальна. Она защищена громадной территорией России: тактическая авиация противника никогда не достанет. Шахты, в которых стоят "Воеводы", прочны и сейсмически спокойны. Так что ракеты в сторону "вероятного противника" всегда прицелены в "десятку".
Внешне боевая позиция полка напоминает скромную оптовую продбазу. Но это внешне. Вся территория защищена мощными огневыми установками, и каждый сантиметр боевой позиции контролируется приборами ночного видения, специальными электронными системами. Приблизиться к ракете незамеченным невозможно. Ни террористу, ни таёжному зверю. На одну из специальных проволочных систем подаётся напряжение в несколько тысяч вольт. Как-то медведь-шатун, ошалев от запаха солдатской каши, пытался подползти к "Воеводе", но поджарился на высоковольтных проводах. Да что медведь! Прокалываются на учениях даже элитные подразделения спецслужб, засылаемые как "террористы". Вчерашние школьники - солдаты РВСН, охраняющие МБР, - выявляют "диверсантов" в пять секунд.
Ракету холят и лелеют "дети подземелья". Так в шутку называют себя офицеры-ракетчики, выполняющие боевую задачу. Вместе с дежурной сменой метров 500 иду по подземным коридорам. На бетонном полу зелёной краской нанесена "ковровая дорожка". Коридоры выше человеческого роста, как удавы, "изгибаются" под определённым углом. Такой "архитектурный" изыск хорошо гасит ударную волну.
Кнопка цвета слоновой кости
СЛОВНО мобильник, пищит кодовый электронный замок. Открывается одна многотонная дверь, затем вторая, третья... И маленький лифт уносит нас на глубину 40 метров. Командный пункт полка - это та же шахта. Только вместо ракеты на мощных руках-амортизаторах висит громадный металлический "стакан" диаметром 3 метра.
"Стакан" заполнен аппаратурой, и только в небольшом отсеке, напоминающем морской кубрик или вагонное купе, несут боевое дежурство офицеры-ракетчики. Буквально недалеко от футбольного поля стоит "Воевода". Остальные ракеты расположены на расстоянии более 40 километров друг от друга. Разнесены они так далеко для того, чтобы противник не смог одним ударом "замочить" весь полк.
Боевое дежурство несут только два офицера. Если наступит время "Ч", именно эти два человека запустят "Воеводу" - повернув ключи, нажмут "ядерную кнопку" цвета слоновой кости. От несанкционированного пуска предусмотрена электронная защита от "дурака".
Хватит ли у ракетчика духа повернуть ключ на старт и запустить "Воеводу"?
Рассказывает командир дежурных сил полка, хозяин "ядерной кнопки" подполковник Вячеслав БАЛИН:
- Если будет приказ, задачу выполню! И другого не может быть.
- А если у ракетчика заболит живот или он потеряет со страху сознание?
- Перед каждым дежурством нас не просто проверяют, а исследуют военврачи: измеряют температуру тела, давление, пульс. Есть даже тесты на настроение. И если ракетчик не в духе или, допустим, накануне поругался с женой, его до "кнопки" не допустят. На подземном дежурстве я провожу в год 80-120 суток, помножьте это на 9 лет. Получается около 3 лет под землёй. Всё это время оторван от семьи. Но чем больше дежурю на КП, тем выше моя зарплата (со всеми накрутками подполковник В. Балин получает 18 тыс. руб. Скажем прямо, для постоянно держащего руку на ядерном пульте это не ахти какие деньги).
Смотрите также: