Совместный проект "АиФ" и ФБК "Реальная экономика"
Не секрет, что наши чиновники ездят на дорогих автомобилях и тратят большие деньги на собственные нужды. Кто в нашем государстве принимает решение, что, скажем, данному генералу МВД нужно приобрести именно "Мерседес", а не другой автомобиль - подешевле? Стало ли больше контроля за тем, как расходуются казённые средства?
О. Г о в о р и н, Москва
В ПРОШЛОМ году из консолидированного бюджета РФ (федеральный плюс региональные бюджеты) на закупку товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд было потрачено около 1,7 трлн. руб., это почти треть всех расходов.
Вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что значительная часть выделенных средств разворовывается. Официальной статистики на этот счёт, конечно, не существует, но на основе различных источников информации можно утверждать, что величина вознаграждения за нужный результат (так называемый откат) достигает порой 30-40% стоимости контракта. Даже если предположить, что часть закупок проводится честно или за гораздо более скромные откаты, чиновники разных уровней присвоили себе сотни миллиардов рублей.
Меняется ли что-то к лучшему? С этого года вступили в силу новые правила проведения госзакупок. Теперь конкурсы регулирует Федеральная антимонопольная служба. Почти все федеральные ведомства размещают информацию о поданных на аукцион заявках на специальном сайте. Побеждает тот, кто предложил меньшую цену. Подыграть нужному участнику стало сложнее, хотя лазейки, конечно, остаются.
К сожалению, административная реформа свелась у нас к перетряхиванию структуры госорганов и созданию новых ведомств. В результате в 2005 г. число работников госвласти выросло на 143 тыс. человек, и теперь в органах власти всех уровней работает армия в 1 млн. 462 тыс. человек. И аппетиты этой армии, естественно, тоже растут.