Всю её недолгую жизнь, а она прожила 31 год, об исключительном положении Надежды Аллилуевой знали лишь члены её семьи и друзья.
ДАЖЕ сокурсники по Промакадемии, в которой Аллилуева училась на инженера-текстильщика, не догадывались, чья она жена. Знаменитой Надежда Сергеевна стала лишь после рокового выстрела, раздавшегося в ноябрьскую ночь 1932 года в Кремле. Семейная жизнь с вождём стала невыносимой. Выходов было два: либо развод, либо смерть. Второе оказалось проще, и Аллилуева покончила с собой.
Нерасторжимые
РОДИЛАСЬ Надежда Аллилуева в Баку. Лучшим другом её родителей был молодой грузин Сосо Джугашвили. Однажды он даже спас 2-летнюю Надю, упавшую в воду во время прогулки вдоль набережной.
"Их свадьба с Иосифом состоялась в 1919 году, - рассказывает историк и телеведущий Виталий Вульф, занимавшийся исследованием жизни Н. Аллилуевой. - Надежде было всего 17 лет. Мать годы спустя скажет дочери: "Дура, что не послушала меня и вышла замуж за этого человека". Но первые годы их жизнь была счастливой. Молодых людей связывали очень близкие, в том числе и физические, отношения. Они были нерасторжимы друг с другом. В 1921 году у пары родился сын Вася".
В это же время Надежда Сергеевна пишет в Тифлис письмо матери Сталина. В нём она просит прислать в Москву Якова, сына Иосифа от первого брака, который воспитывался у бабушки и, как и она, не говорил по-русски. Старая женщина ответила, что сын напрасно беспокоится из-за того, что из Якова, мол, ничего не выйдет. "Из Иосифа тоже ничего не вышло. А мог бы стать хорошим священником".
Но Яков всё-таки приехал в Москву и поселился в квартире отца. Он был всего на 7 лет моложе мачехи и быстро привязался к ней. Сталину не понравились отношения, которые установились между Надеждой Сергеевной и пасынком, его раздражали их долгие разговоры.
Невозможная жизнь
НО ПОВОДОВ для ревности Аллилуева никогда не давала. "Она была очень чистым и скромным человеком, - продолжает доктор исторических наук Виталий Вульф. - Учась в Промакадемии, на перекладных добиралась до места учёбы. Мысль взять в кремлёвском гараже машину даже не приходила ей в голову. В одном из писем к Марии Сванидзе Надежда Сергеевна напишет: "Вы даже не представляете себе, как это тяжело - работать только для заработка".
Поначалу Сталин прислушивался к её мнению. В сентябре 1929 года Аллилуева сообщит ему в Сочи, что из партии собираются несправедливо исключить корреспондента газеты "Правда" Ковалёва. "И, если сможешь, пришли рублей 50, у меня не осталось ни копейки", - припишет она в конце письма. Сталин пришлёт ей 120 рублей, а Молотову и Орджоникидзе в ультимативной форме отдаст распоряжение оставить Ковалёва в покое".
Постепенно их взаимоотношения стали меняться. Надежда Сергеевна чувствовала, что в стране происходит что-то страшное. Она часто ездила к родителям в Ленинград и к сестре в Харьков и видела, какие последствия принимает проводимая мужем политика коллективизации. Разумеется, она пыталась поговорить со Сталиным. Но тот не слушал её, считая, что всё это неправда и жена стала жертвой контрреволюционной пропаганды.
В один из дней он подслушал беседу Аллилуевой с приехавшим к ним на дачу Николаем Бухариным. Разговор шёл об ошибках в политическом курсе страны. Неожиданно из-за кустов выскочил побелевший от злости Сталин и, вплотную приблизившись к собеседникам, прошипел: "Убью!"
Но Надежда Сергеевна, в отличие от других кремлёвских жён, пытавшихся подстроиться под настроения мужей, вела себя так, как считала нужным. Она осталась, пожалуй, единственным человеком в стране, кто не испытывал ужаса и благоговения перед Сталиным. Для неё он был прежде всего "мой Иосиф".
Во время очередной первомайской демонстрации, шествуя в колонне Промакадемии, Аллилуева говорила, глядя на стоящего на Мавзолее вождя: "Мой-то опять не надел шапку. Простудится".
Впрочем, иногда нервы сдавали и у неё. На одном из семейных ужинов, когда маленький Вася начал капризничать за столом и отказываться есть, она не выдержала и закричала: "Как ты смеешь не есть, когда миллионы детей голодают?!" Взбешённый Сталин встал и вышел из-за стола. "Жить с тобой невозможно, - скажет он жене. - Но и без тебя жить невозможно".
Мадонна
"ОКОНЧАТЕЛЬНЫМ ударом для Надежды Сергеевны, - говорит В. Вульф, - стал арест восьми её однокурсниц по Промакадемии. Она позвонила главе НКВД Генриху Ягоде и потребовала их немедленного освобождения. А тот ответил, что ничего не может сделать, так как арестованных уже нет в живых, они скоропостижно скончались в тюрьме от инфекционной болезни. Аллилуева замкнулась в себе, перестала улыбаться. Анастас Микоян сравнивал её облик с Мадонной Джорджоне".
Её последняя ссора с мужем произошла во время праздничного банкета по случаю 15-летия Октябрьской революции в квартире Ворошиловых. Аллилуева в слезах выбежала из-за стола и вместе с женой Молотова, считавшейся её подругой, долго гуляла по ночному Кремлю. Жаловалась на свою жизнь с Иосифом, говорила, что так больше продолжаться не может и им необходимо развестись.
Она, кстати, дважды пыталась уйти от Сталина. Причём второй раз вернулась сама, не дождавшись его уговоров. И долго корила себя за то, что у неё не хватает воли окончательно порвать с мужем...
Молотов в своих мемуарах описывает, как Сталин плакал на её похоронах и упрекал себя, что не смог уберечь Надежду. Кстати, Молотов её не любил и называл "психопаткой".
Из воспоминаний других очевидцев предстаёт совсем другая картина. Согласно ей, подойдя к гробу Аллилуевой и с силой оттолкнув его, Сталин произнёс по-грузински: "Я не знал, что ты мой враг".
"Первые дни после смерти матери, - вспоминает Светлана Аллилуева, - отец был потрясён. Он говорил, что ему самому не хочется жить. Временами на него находили злоба и ярость. Это объясняется письмом, которое мама ему оставила. Его никто не читал".
Сам Сталин напишет матери через два года после смерти Надежды: "После кончины Нади моя личная жизнь тяжела. Ты спрашиваешь, как я живу. А я не живу, я работаю".
На могиле Аллилуевой установлен памятник работы И. Шадра. Из множества предложенных вариантов Сталин остановил выбор на мраморной композиции - бюсте с изваянием руки, как бы лежащей на плече. "Надежда Сергеевна Аллилуева-Сталина, член ВКП(б) - от Сталина", - написано на надгробии, у которого всегда лежат свежие цветы.