Примерное время чтения: 7 минут
200

М. Шаймиев: "Нация и вера - в наших генах"

Грозит ли человечеству война цивилизаций, конфликт религий, традиций, образов жизни?

ЗА ОТВЕТОМ корреспондент "АиФ" отправился в Казань, где веками живут вместе люди разных национальностей и вероисповеданий, православные и мусульмане. Наш собеседник - президент Татарстана Минтимер ШАЙМИЕВ.

- МИНТИМЕР Шарипович, вспомним бунты мигрантов во Франции, карикатурный скандал, войну в Ливане. Сейчас США "бодаются" с Ираном... Все конфликты так или иначе замешаны на исламских ценностях. Почему религии, призывающие человека только к добру, превратились в орудие противостояния?

- Ни одна религия не призывает к насилию. Но попытки насаждать извне иной образ жизни беспокоят верующих. Зачем это делать, если то или иное общество к этому не готово? Если оно, допустим, ещё живёт по законам шариата?

Почему терроризм действует под флагом ислама? Ислам - очень сильная религия. Трудно представить себе, как человек с поясом шахида спокойно идёт на смерть. Эту безграничную веру в Аллаха порой используют разные политические силы.

- Но истоки насилия, судя по вашим словам, надо искать за океаном?

- Вспомним: кто создал атомную бомбу? Американцы. Кто первым сбросил её на людей? Тоже американцы... Не будь у Америки атомного оружия, наверное, оно бы не появилось у СССР и других держав. Но где конец этого процесса? Технический прогресс не остановишь... Сегодня заиметь собственную атомную бомбу по силам ряду стран - вопрос только в средствах.

Америке придётся находить с миром общий язык - диктат силы ничего не даст. Мы видим это на примере Ирака. Насаждать либеральные ценности извне - всё равно что экспортировать революцию. Отсюда такой антиамериканизм во всём мире. Исламский мир с его вековыми фундаментальными ценностями не хочет, чтобы его поучало государство, которому нет ещё и 300 лет от роду.

Ксенофобия или хулиганство?

- НА ФОНЕ событий в мире будут ли нарастать межрелигиозные, межнациональные столкновения в России? Вспомним взрыв на Черкизовском рынке в Москве, устроенный молодыми русскими националистами. Или кровавые события в карельской Кондопоге...

- Когда только начали возникать такие конфликты, мы побоялись дать им должную оценку. И сейчас как бы стыдимся этого. Суды не признают, что преступления совершаются на почве межнациональной розни, - всё списывается на хулиганство, экстремизм... Но лицемерие, двойные стандарты рождают недовольство в душах людей. Вспомним дело Буданова, изнасиловавшего и убившего чеченскую девушку. Сколько раз пытались его оправдать... Но ведь многие в России - и не только чеченцы - ту ситуацию на себя примеряли. Что, если завтра это коснётся его дочери или внучки? О каком оправдании тут можно было говорить?

Разве общество как следует осудило человека, ворвавшегося с ножом в московскую синагогу? Разве в Петербурге, где скинхеды убивали иностранных студентов, убийц не пытались обелить? И вот сейчас, после взрыва на Черкизовском рынке, раздались голоса: мол, такие акции происходят из-за того, что власть "обижает" русских патриотов, не даёт им развернуться!

- Но ксенофобия - не наше изобретение. Даже у богатой Европы, судя по событиям во Франции, не получилось стать родным домом для миллионов мигрантов. Люди едут туда и живут "со своим уставом". А сможет ли Россия переварить толпы "чужих" или нас ждут всё новые стычки?

- Переварить не сможет. Национальные, религиозные особенности глубоко сидят в душах, в генах людей. Ну не хотят люди быть одинаковыми! Я не против глобализации - в торговле, в технологиях. Но в результате глобализации я, например, менее татарином не стал. Люди даже могут забыть родной язык, но корни свои будут помнить.

Меня, скажем, всегда удивляло единство еврейской нации. Многие евреи не знают своего языка, но меньше их от этого не становится. Они рассеяны по миру, но нация сохраняется, не слабеет. И этот пример меня убеждает в том, что никакие нации не потеряются, где бы ни жили.

- Есть такое мнение: мол, пока Татарстан возглавляет Шаймиев, сильный, авторитетный лидер, у него "всё схвачено". Но рано или поздно власть в республике сменится, придут другие люди. Где гарантия, что ситуация в той же национальной сфере не пойдёт вразнос?

- Не пойдёт! Но президент Татарстана обязан быть центристом. Тогда не будет радикальных проявлений любого национализма...

Я, например, убеждён, что президент Татарстана обязан знать оба государственных языка - татарский и русский. Я против создания партий по национальному, по религиозному признаку. Кстати, ко мне как-то приезжали исламские активисты, предлагали: давайте создадим мусульманскую партию. Я сказал: нет. Это опасно!

"Хотим вырастить зомби?"

- ПО ТОЙ же причине вы выступили и против уроков православной культуры в школе, и против священников в армии?

- Если мы хотим бороться с дедовщиной, давайте строго выполнять армейский устав. Там не написано, что можно издеваться над новобранцами.

А что касается уроков православия... В России живёт около 20 млн. мусульман. И если нам предложат ввести такие уроки в школах Татарстана, я скажу: не будет этого. У нас в одном классе сидят дети разных вероисповеданий. Если им всем преподавать основы только одной религии, для кого-то это будет оскорблением. В республике есть всё - и мечети, и церкви, и синагоги, и кирхи, даже староверческие церкви. Кто хочет - отдавайте детей в воскресные школы, пускай там обучаются.

- Кое-кто в России рассуждает так: мол, национальные республики - источник экстремизма и сепаратизма. И предлагают "простой рецепт": ликвидировать национально-территориальное деление, укрупнить регионы, оставив 30-40 губерний. Может, это действительно способ зацементировать единство страны?

- Если мы хотим России зла, то это самый подходящий путь. Но тогда надо вернуться в прошлое, в тоталитаризм - хотя даже советский режим поддерживал национальную многоликость... Хотим мы вырастить какого-то зомби, "универсального" российского человека - давайте попробуем. Но это будет катастрофой.

- Однако процесс потихоньку идёт, один за другим в России ликвидируют пусть маленькие, но всё же национальные регионы - Коми-Пермяцкий, Корякский, Усть-Ордынский Бурятский округа...

- Я не хотел бы видеть в этом покушение на права наций. Сегодня эти автономии не способны обеспечить нормальную жизнь населению и вынуждены объединяться с экономически более сильными соседями. Но что такое сегодня Татарстан? По последним данным федерального аналитического центра, по совокупности экономических показателей он - второй субъект РФ после Москвы. По социальному развитию - третий после Москвы и Санкт-Петербурга. По объёму промышленного производства и валового регионального продукта - в первой пятёрке.

Много развелось политиканов, которые ищут простые решения, не зная ситуацию изнутри. Но простых решений для России быть не может. Демократия у нас возможна только в условиях федеративного государства. Ущемляя национальные регионы, мы ничего не добьёмся.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно