Год назад В. Путин объявил о четырёх приоритетных национальных проектах. Насколько они смогли изменить нашу жизнь?
ЧИНОВНИКАМ (совет по реализации нацпроектов возглавил 1-й вице-премьер Д. Медведев) тогда же были даны и конкретные задания. На их выполнение в госбюджете на 2006 год заложено более 120 млрд. рублей, и большая часть этих денег уже пошла в дело. Телевидение показывает репортажи из "глухих углов", где появились новенькие машины "скорой помощи", компьютеры в школах и кредиты на обустройство ферм.
Ровно было на бумаге...
НО ГЛАДКО идёт далеко не всё. Так, например, в начале года выяснилось, что под повышение зарплат не попали десятки тысяч врачей ведомственных клиник и учителей вечерних, специализированных и других - необщеобразовательных - школ. Среди врачей остаются недовольные: зарплаты повышаются неравномерно, оборудование для клиник покупается не всегда то, которое действительно нужно, а вместо строительства новых высокотехнологичных центров рациональнее было бы дооснастить уже существующие. Гранты на развитие получили всего 17 и так лучших и не бедствующих университетов, а 100-тысячные премии для 10 тыс. лучших российских учителей - лишь капля в море. Но из-за неё разгорится ещё не один скандал в "тесных" учительских коллективах. И это лишь малая часть "подводных камней", с которыми уже столкнулись проекты "Образование" и "Здравоохранение".
Как и другие проекты, национальный проект в сельском хозяйстве рассчитан на два года. Значит, два года государство обещает субсидировать и процентные ставки по кредитам на создание животноводческих комплексов. В 2006 году в виде таких кредитов запланировано раздать 40 млрд. рублей. Но сами-то кредиты выдаются на 8 лет. По мнению завлабораторией аграрного сектора Института экономики переходного периода Е. Серовой, это большой риск для инвесторов, а значит, они не будут спешить подписываться на участие в программе. По мнению эксперта, есть риск, что для галочки власти на местах будут просто принуждать агрокомпании к участию в нацпроектах.
По словам научного руководителя Центра социальных исследований и инноваций Е. Гонтмахера, серьёзное препятствие для реализации всех нацпроектов - общая неэффективность государственных механизмов. Впрочем, самый проблемный проект всё же - "Доступное и комфортное жильё": "В нём оказались не учтены плачевное состояние российской строительной отрасли (которая не может удовлетворить повышающийся спрос на квартиры), монополизм, бюрократические и коррупционные барьеры при выделении участков под застройку".
Социальная "редактура"
ГЛАВА Комиссии Общественной палаты по вопросам соцразвития и одновременно член президиума Совета по нацпроектам А. Очирова с критиками нацпроектов согласна лишь отчасти: "Появление некоторых проблем действительно не предвидели. Однако важно, что сейчас, в отличие от предыдущих и, мягко говоря, неудавшихся реформ, впервые есть стратегия и люди, персонально ответственные за её реализацию". Изменения, которые вносятся в проекты на ходу, по мнению Очировой, были и будут, но это не провалы в работе: "Изменения происходят благодаря налаженной обратной связи с регионами, местными властями да и простыми людьми. Идёт постоянная "редактура" нацпроектов для повышения их отдачи".