На прошлое воскресенье выпал второй в российской истории единый день голосования. Демократия торжествовала в 68 регионах.
ВЫБОРЫ региональных законодательных собраний прошли в Еврейской автономной области, Тыве, Астраханской, Новгородской, Свердловской, Липецкой областях, Карелии, Чувашии и Приморском крае. Накал страстей и повышенное внимание вполне объяснимы: накануне грядущих думских выборов партии вышли на финишную прямую.
Между тем главная интрига - смотрины возглавляемой спикером Совфеда С. Мироновым Российской партии жизни и результат её борьбы с "Единой Россией". Важно, что выбор между двумя "партиями власти" должны были сделать не только избиратели, но и региональные элиты, в руках которых находится административный ресурс. Многие губернаторы - члены "Единой России", и на старте у РПЖ было немало проблем. Вспомнить хотя бы историю со снятием и восстановлением партийного списка "жизненцев" в Свердловской области. Там она набрала 11% голосов. Чуть лучше - 12% - был результат, например, в Липецкой области, где во главе списка шёл лично спикер Миронов. А вот в Приморье "жизненцы" оказались без поддержки со стороны местной вертикали власти и не преодолели проходной барьер, как и в некоторых других регионах.
"Справедливее" всего административный ресурс двум партиям удалось поделить в Тыве, славящейся своей, мягко говоря, особой электоральной культурой: глава республики Ш. Ооржак предрёк "Единой России" 80% голосов. Но за Партию жизни "вступились" питерский банкир С. Пугачёв и ещё один член Совета Федерации, тоже небезызвестный питерец Л. Нарусова. В итоге силы в руководстве республики оказались почти равны, а "административная мечта" воплотилась в жизнь следующим образом: "ЕР" набрала около 49%, РПЖ - 31% голосов. Больше избирательный барьер не преодолел вообще никто.
К счастью, тувинские порядки ещё не распространяются на всю страну. Хотя и там результаты для большинства других партий вряд ли можно назвать радужными. Союз правых сил, надеясь к думским выборам сменить название, в выборах не участвовал. К "Яблоку" достаточно справедливо - из-за проблем с партийным уставом - придрались в Карелии, где "яблочникам" прочили приличный результат. А в Свердловской области и в Приморье (в других регионах "Яблоко" на выборы не пошло) удалось набрать лишь около 2%.
Слабее, чем ожидалось, выступила ЛДПР. Похоже, энергия закончилась у её бессменного лидера В. Жириновского. Считалось, что разговорами на национальную тему он попытается отнять остатки былого рейтинга "Родины". Но неожиданное обострение российско-грузинских отношений добавило "национальных" очков не ЛДПР, а "Единой России". Между тем, если у Жириновского не откроется второе дыхание, скоро мы станем свидетелями заката ЛДПР.
Насчёт будущего не стоит обольщаться и КПРФ, лучший результат которой - около 20% в Чувашии. Даже в Астрахани, которая прочно вшита в "красный пояс", коммунистам удалось набрать лишь 13%, в Приморье - 12%. А в Свердловской области КПРФ, которая ещё 10 лет назад была самой влиятельной партией в России, оказалась вообще на грани прохождения в парламент.
Причин этому несколько. Даже в "красном поясе" у коммунистов больше нет административного ресурса, а на личном рейтинге Г. Зюганова далеко не уедешь. Да и идеологическую почву у коммунистов начали выбивать из-под ног: худо-бедно, большинство граждан удовлетворены ситуацией в стране. Популярность В. Путина растёт, и видимых причин выступать против власти нет. Некоторые избиратели КПРФ, большинство которых - это дисциплинированно посещающие выборы пожилые люди, на этот раз проголосовали по "профессиональному признаку". Отсюда неожиданно высокий результат Российской партии пенсионеров. Кстати, на декабрь намечен объединительный съезд РПЖ, "Родины" и Партии пенсионеров. Поэтому их общий дебют можно назвать удачным. Перспективы роста тоже налицо.
Однако эти выборы показали: у коалиции "жизненцев", "родинцев" и "пенсионеров", и у "Единой России", которая на этих выборах победила во всех 9 регионах, есть серьёзная проблема. Явка в большинстве регионов была ниже ожидавшейся. А значит, всё большее число граждан не считает процесс выборов жизненно важным для себя и для своей страны. И в какой-то момент может оказаться совсем не важным, кто на этих выборах побеждает.