Примерное время чтения: 6 минут
147

Русский миллионер Е. Чичваркин: "Меня тошнит от Куршевеля"

В 32 года владеть и управлять компанией, оборот которой в прошлом году составил $2,6 млрд., - случай для России, мягко говоря, нетипичный.

ЕВГЕНИЙ ЧИЧВАРКИН 10 лет продавал мобильные телефоны, заработал немаленькие деньги и тратит их как-то нетипично - на коров, картины и "стразы для своей заразы" (имеются в виду мобильник и дорогущее авто). Он честно признаётся, что начинал со спекуляции.

- А Я НЕ только мобильные телефоны продавал, но и всё остальное - начиная от лака для ногтей и заканчивая джинсами, короче, весь ширпотреб. И параллельно закончил Государственную академию управления, даже в аспирантуру поступил. Но кандидатскую так и не защитил - отучился только год и как раз зарегистрировал компанию. Некогда было писать диссертацию, меня в результате отчислили.

- Сегодня на "купи - продай" можно заработать миллионы?

- Страна ежегодно тратит 120 млрд. на еду. Это же колоссальные деньги! В разных регионах продукты стоят по-разному. Изучай рынок, вози еду туда-сюда - перспективный, кстати, бизнес.

- Молодые люди, которые стремятся сделать карьеру, мечтают получить какой-нибудь западный диплом, но далеко не всем это по карману.

- Слушайте, диплом МВА (международное бизнес-администрирование. - Авт.) используют только для того, чтобы повысить свою цену при устройстве на работу раза в три. Что-то я не припомню в своей компании кого-нибудь даже из топ-менеджеров с этим дипломом. У меня другие критерии оценки - целеустремлённость, умение отстаивать свою позицию, желание работать.

Чтобы напомнить примерно трём десяткам тысяч своих подчинённых о главных принципах работы в компании, Евгений Чичваркин периодически пишет и рассылает им "письма счастья". Вот цитаты из такого письма:

  • кто не занимается развитием - мой личный враг, враг компании и враг любого, кто хочет сделать здесь карьеру;

  • в декабре надо продать 2 млн. телефонов. Мы думаем об этом счастье каждый день;

  • меньше штрафов (в компании штрафуют нерадивых сотрудников. - Авт.). Нам не нужны ваши деньги. Нам нужны ваши честные счастливые улыбки и быстрые сверкающие задницы в порыве угодить покупателю.

Ненормативная лексика и реклама на грани фола - это в компании от её первых лиц, т. е. Чичваркина. До сих пор рекламный рынок вспоминает хулиганский слоган "Евросеть - цены просто ох..ть". А Женя с гордостью говорит, что самая гениальная реклама та, которую никто не заметил, кроме покупателей: например, однажды в салонах раздавали телефоны всем, кто разделся догола. После неё продажи той самой марки мобильника подскочили в несколько тысяч раз.

- Сегодня с этим сложнее, - жалуется Чичваркин. - Даже такая безобидная растяжка "Стразы для моей заразы" со скрипом попала на московские улицы - рекламщики не хотели её брать, боялись, что столичные власти не разрешат.

Галстук в штанах

- КСТАТИ, ваш телефончик тоже в стразах. Это же женская модель!

- А у вас - без стразов? Значит, мужская? У меня вот ещё кроссовки есть в стразах, такой же расцветки, как телефон. И машину я хочу стразами украсить. И что тут такого?

- В принципе ничего. Я даже не спрашиваю, как деловые партнёры реагируют на ваш внешний вид: галстук вместо ремня, как известно, - предмет вашей гордости.

- Адекватным людям мой внешний вид повышает настроение, а с неадекватными лучше вообще не общаться, что я и делаю.

- Тусовка российских богачей, та, что ездит в Куршевель и на Лазурный Берег, адекватна?

- А я не знаю. Меня тошнит от ауры вокруг Куршевеля, ни разу там не был. И вообще я горным лыжам предпочитаю равнинные.

Люди вместо церкви в супермаркет ходят

- МОЖЕТ, это оттого что вы по деньгам недотягиваете до куршевельского общества?

- Я себя богатым не ощущаю. (Это говорит автор колонки в одном журнале, где он недавно написал: "Богатому человеку стыдно признаться, что его дорогая машина (у Чичваркина - два "Порше") фигово работает, стучит и гремит, а ещё в ней отовсюду торчат провода. - Авт.). Да, у меня нет яхты, личного самолёта. Зачем? Я, если бы можно было, туфли бы в аренду брал, не говоря про всё остальное. А Куршевель я не понимаю: зачем платить сумасшедшие деньги за шале (альпийский дом. - Авт.) только потому, что там тусовка, когда на соседней горе точно такой же стоит в три раза дешевле? Деньги дают определённую свободу и возможность самовыразиться - на это мне хватает.

Самовыражается Чичваркин своеобразно. В прошлом году участвовал в "Параде коров" - благотворительной международной акции: известные люди или крупные фирмы изготавливают фигуру коровы, расписывают её. Самая оригинальная продаётся с аукционов Сотбис и Кристи. Владельцу коровы такой "каприз" обходится в несколько тысяч долларов - за участие и изготовление, а с продажи, естественно, он ничего не получает. Или вот, например, заказал Женя хорошему художнику картину, сюжет которой придумал сам: изгнание Христа из супермаркета. "В ней ведь очень трагический смысл, - объясняет Чичваркин. - У нас люди давно по воскресеньям, вместо того чтобы в церковь ходить, всей семьёй отправляются в супермаркет. У них никаких ценностей духовных не осталось".

- Что для вас сегодня представляет ценность?

- Обычные понятия - дом, семья, дети (у него их двое. - Авт.). А в работе приятно осознавать, что ты удачный бизнесмен, тебе пришла в голову отличная идея, ты обогнал конкурентов.

- Можно ли расценивать как происки конкурентов арест МВД весной большой партии ваших мобильных телефонов?

- Это был очень неприятный момент. Но я не хочу это сегодня обсуждать, потому что инцидент закончился, и закончился он справедливо для всех сторон. (Компании вернули партию телефонов на сумму свыше $16 млн., которую арестовали как контрабандную. В борьбе за свою репутацию фирма-производитель и компания предоставили в МВД все документы о том, что партия легальная и телефоны соответствуют всем нормам. А потом написали письма президенту, премьеру и министру экономического развития с просьбой разобраться в ситуации. В результате телефоны вернули. Но не все. 50 000 трубок уничтожили как вредные для здоровья. А теперь выясняется, что кто-то из тех пятидесяти тысяч трубок 30 000 продал по бросовым ценам. - Авт.). Я вообще не люблю говорить об отношениях власти и бизнеса. Их дело - управлять, наше - зарабатывать деньги, создавать новые рабочие места, платить налоги. Чем я и занимаюсь.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно