Моя подруга подарила 5-летнему сыну "крутой" конструктор. Мальчик обрадовался: "Ма, твой рейтинг вырос!"
РЕЙТИНГИ, опросы и "топы" (хит-парады) занимают в нашей с вами жизни всё больше места, разгружая голову до звенящей пустоты. Мы не думаем, какую книгу покупать, придирчиво копаясь в развалах книжного магазина. Мы просто смотрим, кто у нас в "лидерах продаж" согласно опросам читателей, хватаем томик и, не глядя, несёмся в кассу. Мы, не осознавая мотивации выбора, покупаем новую машину непременно из "десятки популярности" в России. Мы дарим мужу (жене) на Новый год подарок, который, согласно опросам, мечтает нашарить под ёлкой большинство россиян. Этим подарком, кстати, вполне может оказаться уродливый плюшевый крокодил фиолетового цвета - если слегка "подкорректировать" опрос, как это делают многие компании (и тогда россияне купят несколько миллионов фиолетовых крокодилов!). Просто в арсенале у социологов есть несколько хитрых способов, с помощью которых, НЕ ПОДТАСОВЫВАЯ данные, они могут выдать желаемые результаты за действительные.
Неужели китайцы пьют больше русских?
НАПРИМЕР, попадается вам рейтинг надёжности иномарок, в котором на первом месте неожиданно оказывается какое-нибудь чудо китайского автопрома. Кто-то немедленно бежит покупать "китайского дракона", кто-то вчитывается в рейтинг дотошнее, а там ма-а-аленькими буквами приписочка: "боковых зеркал", получается: "рейтинг НАДЁЖНОСТИ БОКОВЫХ ЗЕРКАЛ иномарок". И ничего не переврано, потому что зеркала у китайского лидера в отличие от деревянного кузова реально чугунные... Или вот опрос общественного мнения (женского), попавшийся мне в Интернете. Там на вопрос "Согласились бы вы на секс прямо на первом свидании?" утвердительно ответили 75% женщин! Мужчины, увы, это не повод немедленно назначать свидание и на нём домогаться девушки одновременно с вручением трёх увядших гвоздик. К сексу на первом свидании действительно морально готовы 75% женщин, но... старше 55 лет!!! Есть разница, правда? Как рассказал "АиФ" доктор социологических наук Игорь Кратов, главная путаница - с рейтингами "самых-самых". Например, на животрепещущую тему "Самая пьющая нация" существует несколько противоречащих друг другу опросов. Так, по данным Nationmaster, первое место в рейтинге пьющих стран занимает Люксембург, далее Франция, потом Ирландия, Россия - на скромном 19-м (!) месте. По данным другого рейтинга, на первом месте среди пьющих стран... Китай, который произвёл и практически потребил 38 миллионов тонн - 20% мирового количества - спиртных напитков. Согласно ещё одному рейтингу самая пьяная нация - это финны.
Кому ж верить?
А ВЕДЬ опросы и рейтинги - на самом деле очень важная, познавательная (см. подборку "Самые любопытные рейтинги мира") и полезная штука. В Германии, например, в разгар истерии с птичьим гриппом более 70% немцев заявили, что не боятся заболеть, и нагнетание "куриного страха" в СМИ сошло на нет. Чего пугать людей, если они не боятся? На ТВ место сериала в рейтинге зрительского внимания определяет, будет сниматься продолжение или нет. Миллиардеры, попадающие в рейтинг "Форбса", опять же, согласно уже другому опросу, охотнее жертвуют деньги на благотворительность - неудобно жадничать, когда о твоих деньгах узнал весь мир.
Вот почему "АиФ", обеспокоенный неразберихой с рейтингами и опросами, с одной стороны, но осознающий их важность - с другой, объявляет о создании НАРОДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА.
Давайте вместе не изучать общественное мнение, а формировать его!
Раз в неделю мы будем задавать вам, уважаемые читатели, какой-нибудь очень важный для страны вопрос, ответить на который можно на нашем сайте или по телефонам редакции, позвонив в течение недели по номеру (495) 221-74-20. Каждый ответ будет внимательно учитываться, и через неделю мы сможем публиковать реальное мнение страны, потому как "АиФ" читает каждый ДЕСЯТЫЙ россиянин.
Вопрос этой недели: каким деньгам вы сегодня НЕ ДОВЕРЯЕТЕ больше всего?
1. Рублям
2. Долларам
3. Евро
Звоните, пожалуйста, (495) 221-74-20, пароль - "Вопрос недели", или отвечайте на сайте www.aif.ru