Примерное время чтения: 6 минут
367

Не сопрут ли пруд?

С 1 января вступает в силу новый Водный кодекс. Удастся ли следующим летом покупаться или реки приватизируют? Разрешат ли строить дома в водоохранных зонах?

НА ЭТИ и другие вопросы отвечает руководитель Федерального агентства водных ресурсов Рустэм ХАМИТОВ.

С. Т я г а й, Санкт-Петербург:
- Рустэм Закиевич, часто покупаю в магазине питьевую воду в бутылках. Поспорили с женой. Я ей говорю, что это природная вода из скважин. А она утверждает - обыкновенная водопроводная, из-под крана. Кто из нас прав? Кто эту воду проверяет?

- В 90% случаев это вода из-под крана. Крупнейшие производители так и пишут на бутылках: "из централизованных источников". По крайней мере, честно. Но есть случаи обмана, надо быть внимательными. Хотя, покупая воду в магазинах, человек просто не должен думать, что его могут обмануть. Соответствующие службы должны работать, а этого не происходит. Но, знаете, сегодня уже неизвестно, что лучше - вода из водопровода или из скважины. Сейчас только в Подмосковье пробурено огромное количество несанкционированных скважин. Выполнены они, как правило, непрофессионально. Это просто дырка в земле, в чистые подземные воды попадает грязная вода из верхних слоёв. Мы просто губим наши подземные источники!

С. Ш и ш к и н а, посёлок Новокумский, Ставропольский край:
- Мы живём в очень засушливом районе. Воды по полгода не видим. Зато платить заставляют по 100 рублей с человека в месяц. Велели всем за свой счёт водные счётчики поставить (стоит такой счётчик около 1000 рублей). А на себя райводоканал не берёт никаких обязательств: нет у них ни графика поставки воды, ни обязательств проводить лабораторные анализы. Когда закончится это безобразие?

- Я знаю ваш район. Сейчас мы хотим увеличить подачу воды по системе каналов, которые у вас проходят. Я направлю к вам наших специалистов. К сожалению, в России ещё много таких районов. В Калмыкии, например, в сельской местности воду возят водовозами, а в Элисте вода в кранах днём исчезает. Народ в четыре утра встаёт, чтобы набрать воды.

Война со скворечниками

Раиса Петровна, Москва:
- У нас в посёлке был очень удобный проход к реке. Потом администрация района продала этот участок. Теперь там огромный забор, к воде приходится идти в обход.

- На каком расстоянии от реки?

- Метров 100-150.

- Строить запрещается в прибрежной защитной полосе (30-50 метров от берега). По прибрежной полосе люди должны свободно передвигаться: на велосипеде, пешком. Никто не имеет права строить на береговой полосе. Но если вам загородили дорогу за 150 метров от реки, к сожалению, ничего не поделаешь.

В. Х о д о н о в а, Саратов:
- Объясните, почему природоохранные ведомства воюют только с бедными? "АиФ" много раз печатал фотографии дворцов, понастроенных на берегах. Минприроды всё грозится снести. А как до дела доходит - сносят какую-нибудь деревянную хибарку простого дачника - и дело с концом!

- К сожалению, на территорию дворцов природоохранные органы просто не пускают. Там ведь собаки, вооружённая охрана. Что с ними делать? Штурмом брать?

Кстати, новый Водный кодекс РФ разрешает строительство в границах водоохранной зоны при условии оборудования таких объектов очистными сооружениями. Будем приводить все прибрежные строения в соответствие с законом. Освобождать береговую полосу. Большие проблемы доставляют и дворцы, и садовые товарищества, и дачные кооперативы, которых очень много появилось по берегам. Необходимо, чтобы все построили себе канализацию и очистные сооружения, оборудовали цивилизованные свалки.

- И сколько это стоит?
- 5-10 тыс. долл. Если 1000 человек объединятся, каждому это обойдётся в 2-3,5 тыс. руб. Дома без очистных сооружений окажутся вне закона. Инспектор может запретить эксплуатацию такого здания. Правда, тут возникает вопрос: а как это физически сделать? Поставить шлагбаум? Отключить свет? Опечатать дверь? Надо выпускать соответствующий нормативный акт.

Но я вас уверяю: те, кто построил себе дворцы в нарушение закона на прибрежной полосе, первыми пострадают. Они думают, что на их век чистой воды хватит. Ошибаются! Через 10-15 лет эти дворцы могут оказаться на берегу грязных водоёмов. И сколько они тогда будут стоить?

Чья река?

Павел, Гусь-Хрустальный:
- На протяжении пяти лет у меня в аренде находится пруд. На основании ст. 40 действующего Водного кодекса хочу его приватизировать. Но местные власти чинят препятствия, мотивируя тем, что это вроде бы пожарный пруд и что земля общего пользования.

- Пруд находится на вашей земле?

- Нет, он между несколькими домами.

- Если бы арендованный пруд полностью находился в границах вашего земельного участка, то с 1 января 2007 года он автоматически стал бы вашей собственностью. А если на него выходят участки разных людей, он будет муниципальным водным объектом. Эти же правила касаются карьера. Карьер, как и пруд, может стать частной собственностью. А вот озеро или река частной собственностью стать не могут.

- Но если пруд станет муниципальным, могут ли местные чиновники сделать пляж платным или взимать плату за полив?

- В Водном кодексе чётко прописано, за что власть не имеет права брать деньги: это судоходство, забор воды водоочистными сооружениями, рыболовство и охота, забор воды для научных целей, для полива и других бытовых нужд, купание в водоёме. Но, с другой стороны, чиновник может найти лазейку. Скажем, сделать платным мостик через речку.

Александр А к и м о в, Раменский район, Московская область:
- В деревне есть старый водопровод и водозаборная скважина. Есть подозрение, что земля, где находится эта скважина, скоро будет выкуплена коммерческой структурой. Что нам делать?

- Если ваша скважина окажется на территории частного земельного участка, вас могут оттуда попросить... Или заломить за водозабор непомерную цену. Однако по закону земли, на которых находятся водозаборы, не должны передаваться частнику. Прямая обязанность местной власти - обеспечить людей водой, системами удаления мусора и т. д. Я буду разбираться в этой ситуации.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно