Примерное время чтения: 13 минут
392

Идёт охота на детей?

Две минувшие недели после выхода статьи "Детоубийцы" в "АиФ" пополнили скорбный список жертв насилия. В России словно объявили охоту - охоту на детей.

САМАРА, Нижегородская область, подмосковные Томилино и Ликино-Дулёво, Сахалин... Все истории звучат пугающе одинаково - "ушёл и не вернулся". 3 апреля в Южно-Сахалинске ушёл в школу 9-летний Женя Петров. Его единственного не нашли до сих пор. Тела остальных детей обнаружили.

Трое суток валялся в канаве

10-ЛЕТНЮЮ Настеньку Бутенкову в подмосковном Томилине нашли поздно вечером на чёрной лестнице дома, где она жила. В тот момент девочка была ещё жива, но "Скорая" всё равно опоздала... Настя не болталась по помойкам с сомнительными компаниями, у неё хорошая семья. Была. Настя просто решила пойти из школы домой одна, не дождавшись маму. Следователи не спешат давать заключение, каким образом была убита девочка, но некоторые свидетели утверждают, что её пытались задушить и джинсы на Насте были расстёгнуты...

И двое мальчишек в подмосковном Ликино-Дулёве вряд ли искали приключений на свою голову в тот субботний вечер 14 апреля - они просто гуляли. Да и время-то было детское - семь вечера. Но, к несчастью, они попались на глаза нелюдю, которому очень хотелось удовлетворить свою похоть. Угрожая ножом, он загнал ребят в ближайший лесок... А когда всё сделал, решил не оставлять свидетелей и исполосовал их ножом. Одному из них, Олегу, удалось сбежать. Его нашли прохожие - истекавшего кровью, без сознания. Вынырнув на минуту из горячечного бреда, он сказал, что второй, Глеб, остался там, в леске. Навсегда.

Тело 9-летней Шукруне Шукуровой из Самары убийца и вовсе затолкал в клетчатую сумку. Такие сумки уважают "челноки" - за прочность и надёжность. Девчушку эта сумка тоже выдержала... Убийца уже задержан. Над малышкой надругался некий Сергей Чугунов - их сосед по общежитию. Он увёл Шукруне прямо из квартиры.

6-летнего Ваню Волкова из деревни в Нижегородской области нашли в канаве, где он пролежал... трое суток! Его убили в выходные. Полуторатысячная деревня широко отмечала Вербное воскресенье. На голове ребёнка обнаружили восемь ран. Наверное, он кричал, когда его убивали! Но никто не услышал. Или не захотел услышать - одним из возможных убийц Вани называют его же земляка, парня из многодетной семьи. Семьи, которая держит в страхе огромную деревню.

Не проходите мимо!

ПОСЛЕ убийства 5-летней Полины Мальковой в Красноярске губернатор Хлопонин заявил, что ответственность за такие трагедии в первую очередь лежит на самих родителях. Что нельзя малышку отправлять гулять одну. Да, нельзя. 5 лет - это слишком мало для того, чтобы научиться понимать: дядя зовёт тебя в тёмный угол вовсе не для того, чтобы дать конфетку. Но Насте из Томилина было 10, мальчишкам из Ликино-Дулёва - тоже. Жене из Южно-Сахалинска - 9. И кто объяснит, где же проходит та возрастная граница, после которой ребёнка можно отпускать одного? Или мы до 18 лет будем водить наших детей за руку, предпочитая не слышать их протестов? Потому что между "стыдно ходить с мамой" и "я хочу, чтобы ты выжил" мы, родители, однозначно выберем второе.

Увы, это не выход. Мало кто из российских семей способен обеспечить своим детям такую круглосуточную опеку. И детям надо взрослеть: страна инфантильных граждан - то ещё зрелище... Да и не верится, что все мы такие уж плохие. Не верится хотя бы потому, что акция "АиФ. Доброе сердце" успешно работает уже не первый год. На призывы помочь больному ребёнку, детскому дому или монастырскому приюту откликаются сотни тысяч наших читателей.

Да, жизнь тяжёлая, да, проблем много. А когда их в России было мало? Уже надо бы и по сторонам начать смотреть повнимательнее. Видели же прохожие кричащую Полину, когда убийца тащил её в другой двор. И промолчали - не моя кричит, и слава богу. И Настя из школы шла не по пустыне.

Люди! Это наши общие дети. Обратите на них внимание!

Юлия ШИГАРЕВА

Защитить - значит, запереть?

БОЛЬШИНСТВО читателей "АиФ" считают, что следить за тем, как живётся в России нашим детям, должна власть, чаще всего в лице милиции.

ТА и следит. В прошлом году была создана правительственная комиссия по делам несовершеннолетних, которую возглавил министр внутренних дел Р. Нургалиев. Тогда же по инициативе МВД была проведена всероссийская акция "Участие". В регионах были собраны средства для воспитанников детских домов и детей из неблагополучных семей, проводились концерты и спортивные мероприятия. Кроме того, в результате акции, проведённой в основном силами милиции, в Обнинске Калужской области за невыполнение своих обязанностей были оштрафованы 20 родителей, в Иркутской области к административной ответственности за то же самое были привлечены несколько тысяч родителей, в Курганской области возбуждено 90 уголовных дел за ненадлежащее воспитание детей.

По существующему у нас законодательству некоторых из них наказали согласно ст. 156 Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, "если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним". Жестокое обращение может выражаться в непредоставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев.

Наказание - от штрафов в 50-100 МРОТ до лишения свободы до 2 лет. Если штрафы ещё выписывают, то до мест не столь отдалённых редко какой нерадивый родитель доходит. Да и милиция подобные рейды проводит нечасто.

Звоните по "02"

"ЛЮДИ! Если бы каждый из нас не отводил глаз от соседского мальчишки, который ходит круглый год с синяками, может, тогда этого ужаса стало бы меньше? Ведь взрослые издеваются над детьми от безнаказанности. А если вы будете знать, что за каждый синяк у ребёнка получите в морду, уверяю вас, желание бить кого бы то ни было быстро сойдёт на нет", - считает наша читательница Наталья. Помните жуткую историю про то, как одна мамаша в Новосибирской области 2 года держала на привязи своего сына, почти не давая ему есть? Не дожив недели до 6 лет, мальчик умер. Садистку приговорили к 14 годам, на 14 и 9 лет соответственно посадили деда и бабку умершего мальчика, которые были соучастниками беспредела. Это случилось в небольшой деревне, где жизнь каждого проходит на глазах других. Но вся деревня 2 года молчала! Хотя, согласно ст. 56 Семейного кодекса, "...граждане, которым станет известно об угрозе жизни и здоровью ребёнка, о нарушении его прав и законных интересов", о фактах жестокого обращения, обязаны сообщить об этом в соответствующие органы. "Неблагополучные семьи живут рядом с нами, но вот я не знаю ни одного телефона, куда можно было бы сообщить о том, что там жестоко обращаются с детьми. Такие телефоны нужно знать и сообщать всем, чтобы знали, как 01, 02, 03. И чтобы эта служба реально работала" - опять же из почты "АиФ". Звоните хотя бы в милицию! Помню случай, который произошёл с бывшей россиянкой в Англии. Она ушла за хлебом, оставив дома одну 6-летнюю дочку. Вернулась через 20 минут, а на пороге - полиция, соседи вызвали. После короткого разбирательства мамашу серьёзно оштрафовали за оставление малолетнего ребёнка без присмотра.

"Комендантский час"?

А ЧТО у нас? В прошлом году в Госдуме рассматривали проект, предлагающий внести в российское законодательство дополнения, запрещающие детям до 14 лет появляться на улице после 21 часа. Подобный "комендантский час" уже действует в нескольких городах. Милиционеры пока ограничиваются лишь устными предупреждениями. Да и основная направленность этих мер - снизить детскую преступность. А вот чтобы защитить детей от преступных родителей и маньяков, ничего нового не придумали.

Татьяна КУЗНЕЦОВА


Из выступления министра внутренних дел РФ Р. Нургалиева:

"В 2006 году 96 000 детей в России стали жертвами насилия со стороны взрослых... 676 000 детей в России находятся в социально опасном положении".

Анатолий Приставкин: "Как вылечить совесть"

ПО ВЕРСИИ автора статьи "Детоубийцы" ("АиФ" N 15, 2007 г.), зависть, зло, а в целом социальное неравенство делают людей чудовищами. Но я задам вопрос, который вырастает из моего личного опыта детства. Что, в те жуткие военные времена не было неравенства? Не раскатывали партийные бонзы у всех на виду в шикарных машинах? Не строили роскошных дач, огороженных колючкой? Не жрали в три горла? Тогда почитайте меню в столовой для высшей знати в блокадном Ленинграде - оно висит в комнате-музее Смольного. А моя тётка тогда сдирала клей со старых книг и варила из него суп, чтобы меня накормить...

Да, нам приходилось выживать в тыловой, криминальной, воровской и бандитской России. Но, подчёркиваю, не озверевшей! Война, страдание окружающих нас людей словно смягчали атмосферу. Любое горе казалось общим и переживалось всеми. Обморок, затмение россиян случится позже.

Астафьева не услышали

В 90-е ГОДЫ я работал в президентской Комиссии по помилованию. Нас более всего поразила та бытовая жестокость, которую люди проявляли по отношению к тем, кто слабее. В тех делах было всё: рассказы про то, как взрослые швыряли грудных детей с балкона, оставляли их замерзать в зимнем лесу, выбрасывали в мусоропровод... Но особенно памятна история про пятилетнюю Ниночку, которую поджаривали на плите, подвешивали на холоде на гвозде, топили в корыте и били, били... Мы, кстати, трижды отклоняли просьбы этой мамаши - заведующей клубом - о cвоём помиловании, хотя дома её ожидали ещё двое малышей. Думаю, она отбыла срок от звонка до звонка. Но не верю, что, вернувшись, отыскала она Ниночкину могилку и покаялась... Наш народ каяться разучился.

Тогда нам казалось, что эти выродки, нелюдь, поднявшая руку на беззащитных детишек, - исключение, а на самом деле в мире куда больше хороших, истинно милосердных людей. Сегодня я далёк от этих заблуждений. Да, хочу напомнить: предупреждение-то прозвучало куда раньше. Писатель Виктор Астафьев много лет назад выдал совершенно неожиданную повесть о младенце, который сгнил в кроватке, пока взрослые занимались своими делами. Повесть та не могла не вызвать общественного отклика. В том числе и критического. Говорили, мол, ну чего пугать, чего преувеличивать? А надо было уже тогда по-настоящему выслушать предупреждение великого писателя, провидца, вздрогнуть, как он, от ужаса перед собственным грядущим. Походя пропустили проблему между пальцами, занятые повседневностью: авось рассосётся.

А ведь в начале XX века громогласная статья Толстого, призывавшего земляков к милосердию, могла перевернуть души миллионов. Голоса же наших кумиров - Окуджавы, Разгона и др. - утонули в пустоте. Из-за отсутствия нравственных резонаторов в душах тех, к кому они обращались.

Кто защитит права детей?

МЕНЯ поразило, когда во время одной из поездок по Германии мои друзья показали место, где рос больной, поражённый грибком лес. И каждый немец знал, переживал, что лес в опасности и его надо общими усилиями лечить. Когда-то бывший хранитель Пушкинского музея в Михайловском Гейченко вешал дощечки на деревья: вот, мол, знаменитый дуб ранен снарядом в войну. Вы что-нибудь подобное сейчас можете увидеть? Да кому этот дуб или целая дубовая роща нужны, если и на дорогах Сибири я сам видел сотни автопоездов с бесценными лесоматериалами, которые увозят валютный груз в Китай.

Тут уж не лес болен, которого у нас вскоре не останется, а совесть у народа больна - если осталась она. Верю, "зурабовщина" сгинет - останется от неё лишь нарицательное имя. И газопроводы куда надо проведут, и в ВТО нас рано или поздно примут. Но моральное затмение целой нации, её стопроцентное культурное обнищание, которое подкрепляется таким монстром, как телевидение, никакими решениями сверху поправить невозможно. Да и никто этого не собирается поправлять!

Детскую проблему в ворохе других проблем и не разглядеть. А они-то, дети, - по себе знаю - всё видят. И скажут своё слово. Правда, тогда уже будет поздно. Но ещё, кажется, не поздно ввести в стране должность уполномоченного по правам детей, как это сделано в мире. Такой центр смог бы объединить разрозненные ныне усилия десятков всяческих общественных фондов, мог бы быть вхож во все соответствующие ведомства, в парламент и к самому президенту. И непременно в союзе с ведомством культуры и Церковью. В деле морального возрождения её роль неоценима.

Пристальное внимание надо обратить и на закон о ювенальной юстиции (это, кстати, есть во Франции и в других странах Европы). Там подростка стараются оберегать от заключения. Ибо, переступая через порог тюрьмы даже на короткий срок, он пожизненно становится травмированным, а значит, неполноценным человеком.

Вы у нас хоть от одного стража порядка слышали что-нибудь подобное? Репрессивная система наших судов известна. Вы знаете, что предложили мои земляки, узнав из печати о зверствах по отношению к детям? Вернуть смертную казнь. Только и всего.

На собственную жестокость они желают ответить ещё большей жестокостью. Способны ли мы в таком случае к возрождению?


А КАК У НИХ?

Подзатыльники вне закона

ПРАВО семьи на воспитание ребёнка без вмешательства кого бы то ни было - одно из основных, записанных в Конституции ФРГ.

ОДНАКО отшлёпать по попе или отвесить подзатыльник в качестве меры наказания родителям не позволяет закон. В 2000 г. в Гражданский кодекс был добавлен пункт: "Дети имеют право на воспитание без насилия. Физические наказания, причинение душевных страданий и прочие унижающие достоинство меры - недопустимы".

Дети, достигшие определённого возраста, обязаны идти в школу. А родители обязаны их в школу записать. Иначе - штрафы. В некоторых случаях - наказание в виде лишения свободы на несколько месяцев. Если у кого-то из учеников на теле синяки, следы побоев или они постоянно ходят в школу неухоженные, запущенные - учителя просигнализируют в Ведомство по делам несовершеннолетних. Впрочем, сообщить туда о том, что с ребёнком что-то неладно, может любой - в том числе и знакомые, родственники, соседи. Ведомство обязано отреагировать даже на анонимный сигнал и провести расследование.

Если домашняя обстановка невыносима, Суд по делам семьи может принять решение о направлении ребёнка в детский дом или приёмную семью. Причём за матерью сохраняется право видеться с ребёнком и участвовать во всех важных решениях в отношении него. Существуют также специальные телефоны доверия и для самих детей, и даже детские адвокаты. Обратиться в службу "помощи в беде" дети могут и в тех случаях, когда издеваются над их матерью - если её избивает отец или сожитель.

Ирина ПАРФЁНОВА, Юлия ХЕРДЕЛЬ, "АиФ. Европа"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно