Примерное время чтения: 5 минут
170

Кто должен платить за медицину?

Авария поезда "Невский экспресс" показала: железнодорожные медики должны и могут оперативно помогать пострадавшим пассажирам.

ОЛЕГ АТЬКОВ - первый врач-космонавт, принявший участие в длительном полёте. В настоящий момент в должности вице-президента ОАО "РЖД" он курирует медицинскую и социальную инфраструктуры компании. Сегодня он гость главного редактора "АиФ" Николая ЗЯТЬКОВА.

- ОЛЕГ Юрьевич, в последние годы в России постоянно реформируют здравоохранение, но лучше нам от этого не становится. А не ведём ли мы себя как дикари по отношению к нашему здоровью?

- Россияне, пережившие эпоху перемен, плохо относятся к самому слову "реформа". Но изменять систему здравоохранения нужно, и надо понимать, что за медицину необходимо платить. Кстати, одна из позитивных сторон реформы состоит в том, что за два года государство увеличило финансирование медицины с 2,9 до 3,3% ВВП. И это движение необходимо продолжать. В ближайшие 3-4 года объёмы государственного финансирования здравоохранения требуется увеличить хотя бы до 6,5% ВВП.

15% россиян готовы платить за медуслуги

ЭТО, собственно, ключевой показатель, по которому можно судить о состоянии медицины любой страны, - сколько государство тратит на систему здравоохранения. В развитых странах он не менее 7% ВВП. Но помимо государства финансирует медицину ещё и население - платежами из своего кармана. И размеры такого совокупного финансирования здравоохранения государством и частными лицами уже отличаются в разных странах. Известно, что больше всего - 15% ВВП на здоровье тратят американцы, страны Евросоюза - от 8 до 11%. Если сравнивать с Россией, то наше население из кармана достаёт за лечение около 240 млрд. руб. - это около 1% ВВП. Итого в нашей стране совместные траты государства и населения на здравоохранение составляют лишь 4,3% ВВП. Чувствуете разницу?

Надо отметить, что в мире ещё существуют страны, где медпомощь финансируется преимущественно государством (как было в СССР). Так организовано здравоохранение Великобритании, Кубы, Норвегии.

- Кстати, Норвегия - тоже нефтедобывающая страна, как и мы...

- Но доходы от продажи энергоресурсов там распределяются по-другому. Мне видится, что в России, где лишь 15% людей сейчас могут платить за медицинские услуги, основным источником финансирования должен стать федеральный бюджет. С его помощью необходимо выравнивать и доступ населения к качественному лечению. Мне приходится много ездить по стране. Увы, знаю не понаслышке, что такое медицинская помощь в отдалённых уголках дотационных регионов.

- Выходит, лишь увеличив финансирование, мы получим медицинскую помощь, соответствующую мировым стандартам?

- Кроме этого ещё необходимо создать систему эффективного управления отраслью. ВОЗ рекомендует правительствам разрабатывать программы развития здравоохранения сроком на 10 лет. Это делается во всех развитых странах. При этом ставятся очень конкретные цели по улучшению показателей здоровья населения страны. Например, в России уместно поставить такие: за 10 лет снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний на 30% или увеличить продолжительность жизни с 65 до 71 года. Это позволит сделать работу органов здравоохранения прозрачной и ежегодно оценивать деятельность правительства по очевидным критериям.

"Будьте требовательны... к себе!"

- ОЛЕГ Юрьевич, сколько у вас лечится людей и сколько медиков работает?

- К нам прикреплено около 6 млн. человек. В здравоохранении работают 87 тысяч, медицинских учреждений - около 300. По сути, в России в железнодорожной отрасли за 160 лет сложилась вторая по размерам медицинская система. Главная её цель здесь - обеспечить безопасность движения поездов. Поэтому в первую очередь занимаемся предрейсовыми осмотрами и диагностикой, чтобы выявить "предболезнь" работника, восстановить его и в итоге продлить возраст профессиональной деятельности. В результате показатели здоровья в нашей компании выше, чем в целом по стране.

Ещё к особенностям нашей медицины можно отнести оснащение высокотехнологичными методами лечения. Одна из последних наших разработок - поезда-поликлиники, оснащённые новейшей медицинской техникой и спутниковой связью. Сейчас поезда работают в таких "медвежьих углах", где подчас нет даже фельдшерско-акушерских пунктов, а до ближайшей больницы добрая сотня километров. Врачи поездов обследуют не только железнодорожников, но и местное население. Столкнулись с фактом: из-за того, что у жителей таких мест не было возможности вовремя обратиться к квалифицированным врачам, четверть (!) пришедших на обследование имеют запущенные формы хронических заболеваний, в том числе и онкологию. Кстати, ещё один такой поезд уже в этом году появится в Красноярском крае. Власти региона посчитали траты на строительство поликлиники в отдалённом селе и, сравнив со стоимостью поезда-поликлиники, предложили нам сотрудничество.

- Как космонавт, вы по определению должны были быть здоровым. А как сейчас поддерживаете форму?

- Выработал для себя нехитрую систему, которая поддерживает меня. Не переедаю, не курю. Уже больше 30 лет я каждое утро варю каши для всей семьи. Считаю кашу исключительно полезной едой. Утром, до еды, выпиваю стакан воды комнатной температуры.

А вообще, если вернуться к теме нашего разговора, здоровье зависит не от врача, а от образа жизни человека, от желания быть здоровым. Если россияне поменяют отношение к собственному здоровью, ситуация в стране изменится к лучшему.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно