Результаты выборов в Государственную думу ни для кого не стали сюрпризом. У населения они не вызвали ни сожаления, ни заметных восторгов. Да и сама власть, одержав "сокрушительную победу", не без удивления оглядывается на поле битвы. "О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями?" Что это было? С кем боролись? Кого сокрушили?..
ВСПОМИНАЕТСЯ народная песня про "шумел камыш". "А поутру они проснулись - кругом помятая трава. Но не одна трава помята, помята девичья краса..." То, что оппозиция оказалась не просто помятой, а раздавленной всмятку, - понятно. По правде говоря, горьких причитаний у населения это не вызвало: люди хорошо помнят роль пламенных либералов и в криминальной приватизации, и в обнулении вкладов, и в дефолте, и во вселенском унижении России. Плач Вашингтона у "гроба оппозиции" народ тоже не растрогал.
Кого помяли?
НО ПОМЯТОЙ оказалась не только оппозиция, но и "девичья краса" доверия к власти. Населению намекают, что триумф "Единой России" - это праздник для народа, для всей страны. Но что-то не было видно на улицах городов ликующих толп. Народ схлебал выборы как постные суточные щи и утром пошёл на работу...
Кстати, это и неплохо. Значит, люди научились отличать свои праздники от праздников начальства. При коммунистах народ заставляли ликовать по поводу очередных побед "партии и правительства". Правда, победы у нас были всё больше "со слезами на глазах", а ожидание счастья - "с сединою на висках".
Чем пахнет нынешняя победа, сказать затруднительно. Хорошо, что не порохом. Было, правда, непонятно: против кого власть задействовала "все возможности"? Против Маши Гайдар? Против Сергея Ковалёва? Или Мариэтты Чуда-ковой? Против вечного полит-подростка Бореньки Немцова? Шума было много, а результат оказался смехотворным: Гозма-ну в Питере сломали руку, Шендеровича прокатили на "автозаке" да Каспаро-ва продержали в кутузке пять дней. Получилось, как в сказке Салтыкова-Щедрина "Медведь на воеводстве": хотел медве-душка разорить весь лес, а съел чижика.
Уже не дети
ЗАПАД утверждает, что у нас закат демократии. Не совсем так. Демократического фейерверка на выборах, конечно, не получилось. Но народ, в отличие от политиков, заметно взрослеет. За последние годы мы не только перестали "петь и смеяться, как дети" по указанию властей, но и научились понимать, что победа - это не когда одна бюрократическая когорта сменяет другую, а когда народ чувствует себя защищённым от произвола властей и чиновников. Поэтому не было и не могло быть восторгов по поводу "оглушительной победы".
"У нас сегодня другой народ, другая Россия, - пишет в "АиФ" наш читатель Фролов Алексей. - Она и демократическая, и патриотическая, и либеральная, и справедливая, и аграрная. Она левая и правая. Она разная... Зачем же нас, таких разных, хотят засунуть в одну футболку?"
Миллионы граждан надеялись, что в условиях стабильности власть продемонстрирует зрелость и сдержанность. Что выборы станут шагом к плюрализму мнений, к европейской политической культуре, составной частью которой является политическая терпимость, учёт мнений меньшинства. Этого не случилось. Беспрецедентное давление, которое власть оказывала на граждан, вызвало не просто раздражение. Возникли вопросы: почему горстка политических недорослей, не умеющих договариваться между собой, вызвала у власти такой страх? Действительно ли наступила долгожданная стабильность?
Нам намекают: в стране есть внутренние враги, пятая колонна. Но кто они? Насколько опасны? Если действительно враги, то почему их не извели раньше? В ходе предвыборной кампании ковровым бомбардировкам подвергались и коммунисты, и либералы, и нацболы, и "так называемые демократы". В результате возникшей в умах мешанины в выигрыше - партии и лидеры, по которым, казалось, уже давно плачет метла. Пресловутая "вертикаль власти" на поверку оказалась не стержнем гражданского общества, а проржавелым асфальтовым катком советского производства.
"Проверка на вшивость"
ОКАЗАННАЯ избирателями поддержка "единороссам" - это навар от беспроцентного "путинского кредита". Но надо иметь в виду, что кредит этот краткосрочный. Буквально с первых дней "Единой России" придётся начинать борьбу за собственное, а не заёмное доверие. Сделать это будет нелегко. Опрос, проведённый Левада-центром за несколько дней до голосования, показал, что доверие это не слишком велико: примерно треть граждан не ждёт от нового парламента ничего хорошего. Другая треть выразила сомнение в том, что новая Госдума будет отражать их интересы. И лишь 4% верят в то, что в результате прошедших выборов "увеличатся возможности для демократии". Скептицизм подтверждается и ситуацией вокруг Общественной палаты. По сути дела она так и не заговорила в полный голос. Голосок оказался "тоньше писка". 40% населения вообще не расслышали его, а ещё 30% считают её декоративным наличником политической системы. Так что новому парламенту, если он хочет вернуть кредит и получить доверие страны, придётся начинать круто, без раскачки. "Единой России" предстоит доказать, что она не приводной ремень бюрократического капитализма, а инструмент модернизации. И начинать надо не с раздачи дешёвеньких народных леденцов, тающих в кулачке от инфляции прежде, чем их донесли до рта, а с серьёзных шагов по ликвидации барьеров на пути развития и демократии. И самый первый барьер - закон о коррупции. Он и будет первой, как говорят в народе, "проверкой на вшивость".
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: