Особо предприимчивые люди делают деньги, что называется, из воздуха. Например, замораживают воду или, что ещё необычнее, разрушают здания. Оказывается, за эти услуги тоже готовы платить.
Скользкое дело
.. .ДЕСЯТЬ лет назад Русте-му Мусатову пришлось оббегать половину Москвы, чтобы найти упаковку пищевого льда. Продукт потребовался его зарубежному гостю, который привык бросать кусочек льда во все напитки. Тогда-то в голове будущего бизнесмена и родилась необычная для нашего менталитета идея, воплотить которую помог студенческий друг. Они организовали совместную фирму, купив на 40 тыс. евро четыре импортных ледогенератора.
Первыми клиентами стали бары и рестораны, однако действительно солидные деньги пришли (как это обычно бывает) оттуда, откуда их совсем не ждали. В мае (!) Рустему сделали заказ на 10 тонн льда для изготовления искусственного катка -некий бизнесмен с размахом праздновал юбилей. А недавно друзья стали поставлять пищевой лёд в магазины. Несложно подсчитать: если в каждом из 10 тысяч магазинов столицы будут покупать хотя бы одну упаковку пищевого льда (35 руб.) в день, то очень скоро друзья превратятся в "ледяных королей".
Куршевель отдыхает
ЗАМОРОЖЕННАЯ вода принесла успех и Викто-ру Чернышеву. Его центр делает ледяные скульпту-ры. Несмотря на короткую жизнь - в здании они тают уже через 5-6 часов, ледяные фигуры пользуются спросом как у звёзд шоу-бизнеса, так и у олигархов. Например, не так давно поступил заказ на копию скульптуры "Рабо-чий и колхозница" в челове-ческий рост - только с лица-ми... Владимира Винокура и Лаймы Вайкуле. Эту композицию друзья преподнесли юмористу на день рождения. А один высокопоставленный чиновник попросил сделать ледовые скульптуры себя и своей жены. Был случай, когда российские толстосумы устраивали вечеринку в Куршевеле и захотели, чтобы местную деревушку украсила ледяная Спасская башня. Её соорудили высотой в 7 м и толщиной больше метра. Через некоторое время поступил заказ из Лондона, попросили изваять уменьшенную копию собора Василия Блаженного. Владимир Чернышев говорит, что возникновением своего дела он обязан первому президенту России Борису Ельцину: "В середине 80-х гг. Ельцин, будучи первым секретарём Московского горкома партии, посетовал, что в Свердловске, откуда он приехал в столицу, зимой по всему городу красуются ледяные скульптуры, а в Москве -нет. Я тогда работал завотделом культуры одного из райисполкомов Москвы.
Сначала занялся ледовой скульптурой по долгу службы, а потом всерьёз увлёкся, начал организовывать фестивали. Затем и культурный центр зарегистрировал".
О том, что он затеял "скользкое дело", наверняка говорили и петербуржцу Игорю Тупальскому. Он додумался до того, что делать деньги можно даже на сносе зданий.
В конце прошлого века в Санкт-Петербурге решили вывести промышленные предприятия за черту города. Для начала требовалось разрушить десятки заводов и фабрик. Иногда это напоминало военную операцию. Например, цех по производству серной кислоты надо было так снести, чтобы стоящие почти вплотную здания не пострадали. . Тупальский специально ездил за границу, чтобы освоить западные "разрушительные" U технологии. Теперь заказы на снос идут один за другим. К тому же бизнесмен перерабатывает кирпичную кладку и бетон, оставшиеся после разрушения, во вторичный щебень. И продаёт. В итоге то, что окружающие даже не рассматривали как бизнес, Тупальскому приносит сейчас доход, исчисляемый миллионами долларов.
ВЫ В КУРСЕ?
Бизнес-мифы
ИЗВЕСТНО, что даже хорошей идеи для бизнеса мало. Нужна оригинальная реклама нового продукта. Это подтверждают и исторические примеры.
В 1797 г. Наполеон Бонапарт провёл блестящуюPR-кампанию французской национальной валюты - франка. Известный полководец пустил слух, что в одну из монет 5-франкового достоинства запечатан банковский чек на миллион франков на предъявителя. Указанную сумму пока никто не обнаружил, однако интерес к этой теме искусно подогревается до сих пор.
* * *
Производители идут на разные ухищрения, чтобы повысить продажи. В начале прошлого века компания по выпуску электронных пишущих машинок повесила рекламные плакаты новой продукции... в женских секциях общественных туалетов Нью-Йорка. Сразу после этого машинок стало продаваться на 30% больше.
* * *
Есть в истории рекламы и вовсе невероятный случай. В 1910 г. преступник, приговорённый к казни в одной из европейских стран, прокричал с эшафота: "Покупайте какао Ван Гуттена!" Неизвестно, как удалось уговорить на подобный шаг страдальца, но факт остаётся фактом - на следующий день фамилию Ван Гуттен напечатали чуть ли не все газеты. И прорекламированное таким неординарным образом какао сметали с прилавков.