"Я благодарен вам за то, что вы здесь собрались", - сказал президент. Получилось почти как в песне Олега Митяева: "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". Впрочем, насколько здорово будет этой ночью в пресс-центре - всецело зависело теперь только от г-на Путина. И он это осознавал. Но иллюзий не строил и поспешил развеять их у других: "Сразу же хочу сказать, что ничего сенсационного не будет".
То есть президент на правах хозяина саммита заехал в пресс-центр лично удостовериться, что там все в порядке, сказать всем спасибо и, между делом, ответить на несколько вопросов. Почти все ответы, впрочем, начинались с фразы "как я уже сегодня говорил". Ничего удивительного: снова спрашивали об Иране, Северной Корее и демократии в России.
Я-то тянул руку, чтобы спросить: что Владимир Путин подарил на день рождения Джорджу Бушу - не свой ли антикварный "Запорожец"? Но, похоже, слишком далеко сидел. Поэтому мой вопрос остался без ответа. С сожалениями по этому поводу через два часа, наконец, добравшись до редакционной квартиры на Невском, мне пришлось засыпать. С этой же мыслью еще через пять часов пришлось просыпаться.
Кстати, квартира заслуживает отдельных слов. Ее окна выходят на воинскую часть, где на время саммита расквартирован подмосковный ОМОН. Третий день подряд, допивая кофе, я волнуюсь за немногочисленных добравшихся-таки до Питера антиглобалистов. Из окна видно, как бравые вояки, подбадривая друг друга, складывают свои шлемы и дубинки в бронированные "Уралы" и каждый день отправляются на борьбу с несознательными молодыми людьми из радикальных организаций.
Тем временем, более сознательные молодые люди - члены "юношеской восьмерки", по одному от каждой страны - воскресным утром тоже готовились к испытаниям. В одном из залов Константиновского дворца они ждали лидеров "Большой восьмерки". Те с утра уединились на берегу финского залива в павильоне переговоров, чтобы обсудить проблемы образования и энергетическую безопасность. Но вот, наконец, электрокары, на которых делегации перемещаются по территории Стрельны, гуськом отъехали от павильона и понеслись к дворцу. Первым, уйдя в отрыв, до подъезда добрался Джордж Буш.
Войдя в зал, лидеры расселись за круглым столом, каждый по соседству со "своим" подростком. "Я уже встречался с ребятами, - предварил беседу Владимир Путин, - они не только симпатичные, но и талантливые молодые люди".
Молодежи дали слово. Японец и канадка сказали об образовании. Француз стал говорить об инфекционных заболеваниях: "Все проблемы мы обсуждали по-английски, поэтому и я буду говорить по-английски".
Тут нельзя не пояснить, что к французу, по доброй воле говорящему по-английски, большинство других французов относятся, как... Ну, скажем мягко, как к "американскому наймиту". И что после такого вступления "непатриотичного" подростка оставалось поделать президенту французской республики Жаку Шираку? Ничего. Обернувшись к премьер-министру Великобритании Тони Блэру, он развел руками -подтвердил, что поделать с этим точно уже ничего не может. "Глобализация, однако, чтоб ей пусто было", - читалось в этот момент в глазах месье Ширака.
Когда о развитии образования, борьбе с инфекциями, которые становится причиной трети всех смертей, и толерантности высказались и остальные лидеры "юношеской восьмерки", подвести итог решили "большие" коллеги. "Послушав их, я понял, что мы в будущем окажемся в надежных руках", - подытожил г-н Блэр. "Помню, мы музыку слушали на пластинках, - расчувствовался Джордж Буш, - а у вас (нынешних подростков - авт.) через двадцать лет будут автомобили, работающие на водороде. И вы будете заседать здесь (в смысле, в качестве лидеров уже "Большой восьмерки - авт.) и вспоминать, как сидел тут старикан Буш и что-то предсказывал..."
"Вы между собой обсуждали проблему наркотиков, - сбил ностальгический настрой коллег премьер-министр Финляндии (которая сейчас председательствует в Евросоюзе) Матти Ванханен, - может, подскажете, что нам делать?" Раньше всех сориентировался уже отличившийся сегодня француз: "Надо бороться с производством". "Французы - самые смелые, - поспешил вставить слово Владимир Путин. - Вот, взял на себя ответственность и сразу попал в точку". Президент многозначительно посмотрел на "взрослых" коллег.
Дело в том, что под присмотром антитеррористической коалиции (её яркие представители как раз сидели в этот момент за круглым столом), которая пять лет назад начала наводить порядок в Афганистане, производство наркотиков там только выросло. "Надо дать крестьянам, выращивать не наркотики, - выступил с гуманистическим предложением японский "юниор", - а, например, сладкий картофель".
Лидеры "Большой восьмерки" снисходительно рассмеялись. Сладкий картофель в Афганских долинах - это оригинально. Но чем черт не шутит?
Фотографии предоставлены сайтом www.G8RUSSIA.ru