Примерное время чтения: 5 минут
266

Детство, которого нет

Около 29000 детей-инвалидов с недостатками в умственном развитии проживают в 155 детских домах-интернатах Минтруда России. По причине инвалидности эти дети оказываются вне семьи и становятся фактически "пожизненными узниками" интернатных учреждений. Считается, что у них нет будущего, и им автоматически отказывается во многих основополагающих правах. Так, будучи признанными "не обучаемыми", они лишены законного права на образование. Уход за детьми в таких учреждениях является неадекватным, а уровень смертности высоким. При этом не существует системы пересмотра решений об их помещении в такие учреждения. Нет также закона, защищающего интересы этих детей.

Особенно велик процент детей, не получающих образования, среди детей-инвалидов с отклонением в психическом и умственном развитии, - говорится в обращении Общественной Палаты РФ в Генпрокуратуру. - Так, по данным Минобразования России за 2004 год дети-инвалиды, страдающие умственной отсталостью, получают образование лишь в редких случаях, а законодательство в этой сфере исполняется неудовлетворительно. Например, в Тюменской области из 2082 детей-инвалидов этой категории обучалось только 50 человек, в Краснодарском крае из 1194 таких детей школьного возраста обучалось 70, в Ставропольском крае - всего 36. В Саратовской области в нарушение законодательства были объявлены "не обучаемыми" 1685 детей-инвалидов.

В нарушение действующего законодательства психолого-медико-педагогические комиссии продолжают выносить заключения о "необучаемости" некоторых категорий детей-инвалидов и направляют их в интернатные учреждения системы социальной защиты, которые не являются образовательными учреждениями, и тем самым лишая возможности получить образование", - говорится в обращении членов комиссии ОП РФ.

Особую тревогу правозащитников вызывает положение тех детей, которые считаются "необучаемыми" и лишены даже воспитания из-за отсутствия соответствующих ставок в интернатах. Как следует из данных Росстата в 2004 г. к указанной категории (так называемых "не обучаемых") относятся 37% детей из числа проживающих в детских домах-интернатах России (10211 человек). Большинство детей этой категории не только не реализуют своего права на санаторно-курортное лечение, но даже лишены прогулок и никогда не бывают на свежем воздухе.

Практически также обстоят дела и в Украине. По некоторым данным, количество сирот в Украине увеличивается на 20-30 тысяч человек ежегодно. На сегодняшний день в домах-интернатах и центрах реабилитации живут более 110 000 детей, оставшихся без опеки родителей.

А вот ситуация в сегодняшней России. Когда смотришь на эти фотографии, чувствуешь не только злость, но и огромную моральную и физическую беспомощность, ибо законы не позволяют призвать к ответу тех, кто издевается над детьми.

Обычно, такое "издевательское" отношение к детям, объясняется тем, что зарплата работников подобных заведений катастрофически мала. Но давайте немного поразмыслим. На "аркане" работать в дома-интернаты никто никого не тянет, и если чувствуешь, что называется свою профнепригодность - не проще ли уйти. Это будет гораздо честнее и перед детьми, и перед собой.

Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, официально признан "умственно отсталым", то, как прямое следствие этого диагноза, совершается еще одно серьезное нарушение его прав, когда по достижении четырех лет ребенка признают "не обучаемым" и на всю жизнь помещают в психоневрологический интернат.

Помимо того, что в этих интернатах дети практически не получают образования, они подвергаются жестокому обращению: на них надевают смирительные рубашки из мешковины, их привязывают за руку или за ногу, чтобы ограничить их движение. Они лишены необходимой для их развития психической стимуляции, а также внимания и ухода: нередко их оставляют подолгу лежать полуголыми в собственных нечистотах. Дети и подростки от пяти до семнадцати лет, неспособные ходить, содержатся в отделениях для лежачих больных. В этих палатах, как и в аналогичных палатах в доме ребенка, не хватает персонала и дети лишены даже элементарного ухода, что в некоторых случаях приводит к их преждевременной смерти. Тех, кто доживает до совершеннолетия, переводят в закрытые интернаты для взрослых, где они до конца жизни лишены возможности не только воспользоваться своими гражданскими и политическими правами, но даже узнать о них.

Во время посещения "лежачего отделения" одного из психоневрологических интернатов сотрудники Хьюман Райтс Вотч заметили улыбающегося светловолосого пятилетнего мальчика с выраженной косолапостью. Они спросили игравшую с ним санитарку, какой у него диагноз. "Олигофрения",- ответила она. Когда сотрудники задали вопрос, что у него с ногами, она ответила: "Да то же самое... имбецильность".

Для справки: имбецильность - вторая степень олигофрении. И при чем тут, собственно, косолапость.

Мать 14-летнего Алеши Р. не может сдержать слез, показывая записки сына из так называемого Центра восстановительного лечения "Детская психиатрия". Детским округлым почерком выведены полные ужаса строки: "Мама, выпусти меня отсюда!!! Это тюрьма, мама! Это настоящий замок ИФ! Забери меня отсюда. Здесь даже от врачей слышишь мат. За каждую провинность по 4-5 кубиков лекарств. Я очень хочу домой! Порция еды - не больше кошачьих. Мама! Я клянусь, что больше никогда не буду поздно приходить домой. Мы все здесь вырезаем на деревянных решетках окон слово "мама". Забери меня отсюда. Твой сын Алеша". Выписан мальчик был только через 3 месяца!!! Выписан с нарушением зрения и слуха.

Продолжение следует

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно