Примерное время чтения: 5 минут
86

Операция "бесплатные входящие"

С 1 июля 2006 года в силу вступила поправка к 54-й статье закона "О связи", которая ознаменовала введение принципа CPP (Calling Party Pays), или, по-другому, "платит звонящий". Теперь можно не беспокоиться о состоянии своего баланса, если принимаешь входящий вызов, - все равно это никак не отразится на мобильном счете. Но... значительно сэкономить можно и на исходящих звонках - правда, несколько незаконным путем.

Суть вопроса

Как частенько бывает в подобных случаях, новоявленный принцип связи "все входящие бесплатно" оказался классической палкой о двух концах. С одной стороны, все хорошо и почти все довольны, несмотря на первоначальное возмущение, предвосхитившее эволюцию законодательства. Но, с другой, нашлись "народные умельцы", которые смогли повернуть ход дела в нужное для наживы русло: за небольшую плату они предлагают абонентам сотовой связи сократить их расходы на общение до... всего-то нуля. А конкретнее - превратить любые исходящие, которые являются платными, во входящие, которые с недавнего времени стали бесплатными.

Интернет, а точнее - русскоязычная его составляющая, пестрит подобными предложениями. Достаточно набрать в любой поисковой системе фразу "превратить исходящие вызовы во входящие", и вашему взору предстанет по крайней мере несколько фирм (ну, контор), предлагающих такие услуги. Естественно, этот сервис не бесплатен, его стоимость разнится, но средняя цена - около 300 рублей в месяц (по типу абонентской платы).

Принцип прост: клиент набирает номер дозвона, который высылается ему при регистрации, и, услышав короткие гудки, сбрасывает вызов. Спустя несколько секунд поступает обратный звонок, пользователь отвечает на него, после чего вводит нужный ему номер. В итоге система автоматически превращает исходящий вызов во входящий, что играет на руку пользователю.

Описанный способ базируется на так называемом принципе обратного дозвона call-back, который обусловлен существованием специального GSM-шлюза. Именно он преобразовывает вызов одного типа в вызов другого. Стоит заметить, что система очень лояльна к самоокупаемости - для этого достаточно платы от десяти пользователей. Все последующие клиенты - это не что иное, как "кристалльно" чистая прибыль.

В свою очередь, компании-операторы сотовой связи все как один заявляют, что такая "услуга" - мошенничество чистой воды, поэтому к абонентам, уличенным в подобных действиях, будут применяться строгие меры. Специальные службы операторов уже начали отслеживать клиентов с завышенным исходящим трафиком. Правда, здесь нужно будет еще доказать, что пользователь хитрит.

Мнения сторон

"В случае невыполнения требований договора (согласно этой "бумажке" использование телефонного номера в качестве GSM-шлюза без согласования с оператором незаконно. - Прим. авт.) и получении подтверждающих фактов этого мы вынуждены будем приостановить предоставление услуг связи, - говорит Кирилл Алявдин, руководитель службы по связям с общественностью МТС. - Кроме того, такая деятельность нарушает статью Закона о защите прав потребителей: на сайте отсутствуют информация о компании, предоставляющей данную услугу, ее реквизиты и координаты. В этом случае сервисом будет заниматься Роспотребнадзор. И наконец, если правоохранительные органы сочтут подобную деятельность незаконным предпринимательством, то в соответствии со статьей 171 УК РФ для мошенников наступит уголовная ответственность".

С приведенным выше мнением во многом не согласен Алексей Лавинский, президент мобильного КПСС (Клуб противников сотовой связи).

"В таком способе связи нет ничего нового. Абоненты и раньше использовали GSM-шлюзы, чтобы превращать любые звонки во внутрисетевые, которые тарифицировались дешевле. А после вступления в силу закона о бесплатных входящих, приведшего к увеличению расходов на связь, появление таких программ и услуг в Интернете было неизбежно. Этот сервис возник, так сказать, на стыке законодательства. Оказывать услуги мобильной связи без лицензии нельзя, но в данном случае речь идет лишь об оказании услуги call-back. И парадокс в том, что отбирать хлеб у сотовых операторов можно, в общем-то, на законных основаниях.

Да, в абонентском договоре любого оператора есть пункт, обязывающий не использовать телефонный номер для установки шлюзов. Однако договор - это не закон. А нарушение российского законодательства в деятельности таких фирм отыскать и доказать будет непросто. Хотя операторы наверняка постараются это сделать, если распространение услуги станет массовым и начнет наносить серьезный ущерб. Разумеется, обратившиеся к "благодетелям" абоненты рискуют просто отдать деньги, не получив взамен никаких услуг. Ведь на интернет-сайтах подобных компаний нет никаких реквизитов, а услуга оказывается по предоплате. Однако, судя по стремительно растущему предложению, спрос есть. И качество, надо понимать, потребителей удовлетворяет".

"Бревно в собственном глазу"

Так всегда бывает: у других соринку видишь в глазу, а у себя и увесистой деревяшки не замечаешь. Этот афоризм применим и к трем федеральным операторам - МТС, "ВымпелКому" и "МегаФону", которые контролируют более 86% российского рынка мобильной связи. Недавно все они стали предметом тщательного изучения федеральной антимонопольной службы (ФАС). Причина - хитроумные уловки с тарифами.

Дело в том, что стоимость звонков между своими сетями компании "большой тройки" установили значительно ниже, чем для звонков на номера мелких и средних региональных операторов (соответственно 0,95 копейки и 1,1 рубля за минуту). В итоге абоненты мелких компаний вынуждены были платить за разговор больше, чем абоненты монополистов. Как результат - отток клиентов, а с ними и прибылей к операторам "большой тройки".

Вот вам и арифметика!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно