Примерное время чтения: 10 минут
240

М. Давыдов: "Моя профессия отвечает мне взаимностью"

К такой болезни, как рак, люди относятся с почти мистическим ужасом. В нашем подсознании синонимами этого заболевания являются боль и смерть. Многие просто полагаются на авось, думая: чему быть, того не миновать, и оттягивают визит к врачу до последнего, даже если есть симптомы заболевания. О современных достижениях и проблемах онкологии мы беседуем с членом-корреспондентом РАМН, генеральным директором Российского онкологического научного центра им. Н. Н. Блохина, профессором Михаилом ДАВЫДОВЫМ.

Проигрывают не врачи

- Михаил Иванович, вы как руководитель крупнейшего центра, занимающегося проблемой онкологии, оперирующий хирург, просто как человек, что вы думаете о страхе людей перед диагнозом - рак?

- Это несколько надуманная проблема. Рак - такое же заболевание, как и многие другие. К смерти человека может привести оторвавшийся тромб, порвавшийся сосуд, любое инфекционное заболевание. Другое дело, что многие годы болезнь может не давать о себе знать, и люди приходят к нам уже на 3-й, 4-й стадии развития болезни. По статистике при раке легкого, например, из всего числа заболевших удается радикально оперировать не больше 10%. Запущенность бывает такова, что порой операция просто теряет смысл. Вот по этим случаям чаще всего и судят о боли и страданиях, но ведь смысл в том, чтобы "захватить" болезнь на самых ранних этапах и вылечить человека, и, поверьте, мы умеем это делать. Не все знают, что до 50% больных, прошедших лечение у нас, выздоравливают полностью, а по некоторым видам рака - до 80%.

- Но как убедить людей посещать специалистов?

- В этом и проблема. С одной стороны, мы - специалисты - через средства массовой информации мало доносим до людей сведения о достижениях современной онкологии. Достижения в этой области огромны, и можно получить хорошие результаты даже в 4-й стадии заболевания, при метастазах в кости, печени и других органах. Но, с другой стороны, должна существовать нормальная медицинская инфраструктура, которая сможет принять людей на соответствующем уровне. Ведь если человек придет в обычную поликлинику и попросит сделать компьютерную томографию того или иного органа, то он может там элементарно не обнаружить самого томографа. И проблема эта не только медицинская, но и социальная. Нужен достаточно высокий уровень оснащенности медицинских учреждений, чтобы обследовать человека, поставить точный диагноз и, если есть необходимость, начать лечить.

Получается парадоксальная ситуация: когда наши обеспеченные соотечественники выезжают за рубеж провериться, то они оставляют за границей десятки тысяч долларов только за амортизацию их диагностической аппаратуры. Если бы они за равноценное обследование платили деньги здесь, в России, то, наверное, часть средств поступала бы к тем "хилым" бюджетным деньгам, которыми мы сейчас располагаем. Нужно вкладывать, чтобы потом получать. При этом в нашем центре и консультации, и лечение для граждан России бесплатные - все 100 процентов помощи! Но за 28 лет существования центр не получил ни копейки на содержание его в надлежащем порядке, у нас проблемы с коммуникациями, нужно покупать новое оборудование и т. д. А ведь по целому ряду разработок, особенно в полостной хирургии, отечественные специалисты ничуть не уступают зарубежным. Но мы проигрываем западной медицине прежде всего в сервисе, уходе, выхаживании.

- А у кого учились вы, как сами стали онкологом?

- Честно говоря, я попал в онкологию случайно. Увлекался вначале хирургией, причем сосудистой хирургией, но, к моему счастью, был распределен в онкологический научный центр. Попал в клинику грудной хирургии к выдающемуся профессору Борису Юрьевичу Петерсону, а затем к Анатолию Ивановичу Пирогову, блестящему специалисту - это и были мои учителя. Когда я увидел масштабы онкохирургии и понял, что сосудистая хирургия - это только составная часть, этап в проведении операции, то окончательно решил, что нашел себя. Моя профессия отвечает мне взаимностью.

Когда уже пора

- Какие наиболее грозные болезни существуют и в каком возрасте пора думать о том, чтобы провериться у специалиста-онколога?

- Женщины должны не бояться, но знать о том, что рак молочной железы вышел на первое место среди злокачественных опухолей у женщин и держит лидерство в структуре смертности женщин. Но возникает РМЖ не в 10 и не в 15 лет, если это и происходит, то подобное - казуистика. Основная группа риска - это женщины в предменопаузе, то есть 45-60 лет и дальше, и к этому времени накапливается ряд хронических гинекологических заболеваний, беременностей, трещин, разрывов, абортов. К сожалению, вряд ли каждая женщина может похвастаться тем, что она регулярно наблюдается у гинеколога и маммолога. Это надо делать обязательно.

- А наши дорогие мужчины, что наиболее уязвимо у них?

- Рак предстательной железы - это очень коварное заболевание, и оно поражает мужчин старше 40 лет. Коварство - в бессимптомности течения, в том, что болезнь много лет не проявляет себя клинически, кроме незначительных расстройств, но потом обнаруживаются метастазы в костях скелета,таза, в позвоночнике. Поэтому и мужчины после 40 лет должны посещать врача. Есть специальная программа по исследованию рака предстательной железы, обследование проводят врачи-онкоурологи.

- Что вы можете сказать о генетических биологических "маркерах", с помощью которых можно не допустить развитие болезни у людей, имеющих к этому предрасположенность?

- Действительно, риск заболеть у обладателей "ракового" гена очень высок, хотя наследственные формы рака составляют всего 5% от всех онкологических заболеваний. Если же при тестировании обнаруживается генетическая предрасположенность, то есть возможность предотвратить болезнь. По целому ряду заболеваний молекулярно-биологические диагностические центры, которые есть и в России, могут сделать прогноз об угрозе возникновения злокачественного новообразования. Есть отдельные виды рака, при которых наличие у человека гена BRSA в 100% случаев приводит к развитию болезни. Иногда при обнаружении этого гена проводится превентивная операция еще до возникновения опухоли. Такая практика принята во всем мире.

Не ищите черную кошку

- Я знаю, что провели обследование сотрудников центра и выявили несколько случаев рака...

- Да, и для них это счастье.

- Может, другим руководителям стоит подумать о своих сотрудниках и настоятельно попросить их обследоваться?

- Это было бы замечательно. И такие руководители есть. Однажды ко мне обратился директор крупного совхоза в Смоленской области и попросил осмотреть своих людей, так как там никогда не было онкологов. Я послал специальную бригаду, и врачи выявили несколько случаев рака толстой кишки, опухоль легкого и некоторые другие опухоли, которые бы проявились только на финальной стадии. Если кто-то решит повторить этот опыт у себя на производстве, мы всегда готовы помочь.

- Михаил Иванович, со всех сторон на нас сыплются "страшилки" о канцерогенности того или иного продукта, стройматериала, опасности мобильных телефонов и соляриев. Что вы думаете об этом?

- Начну с того, что американцы в 1,5 раза снизили заболеваемость раком желудка у себя в стране только массированной пропагандой правильного питания. Специалисты рекомендовали набор диетических схем, которые американцы, относящиеся к своему здоровью серьезно, строго соблюдали. Но на Западе человек понимает, что если он болен, то его на работу не возьмут и страховая компания его не застрахует, а если он курит, то в конкурсе с некурящими он последний в списке.

Насчет "страшилок" я думаю, надо не искать черную кошку в темной комнате, а разобраться с реальными вещами, приводящими к раку, тем же самым курением. Давно доказано, что курение приводит к раку легкого, ну, казалось бы, что еще нужно, чтобы понять - если куришь, то шансы заболеть увеличиваются в 20 раз. Конечно, есть загрязнение внешней среды и профессиональные заболевания (болеют рабочие горячих цехов хромоникелевых заводов, рабочие сталеплавильных комплексов, анилиновой промышленности), но начать нужно с того, чтобы хотя бы отказаться от вредных привычек. Это касается и "зажаривания" на солнце и в соляриях. Каждая женщина должна помнить, что основная причина бурного роста злокачественных новообразований в репродуктивной системе - это именно неконтролируемое облучение. Поэтому перед походом в солярий удостоверьтесь у гинеколога и маммолога, что у вас все в порядке.

- Подходя к вашему центру, заметила, что столбы оклеены листовками, обещающими мгновенную диагностику и такое же мгновенное излечение. Отрицательное отношение онкологов к этому известно, но неужели не бывает чудес?

- Это чистое шарлатанство и к онкологии не имеет никакого отношения. Мы ежедневно слышим о чудесах излечения, но реально люди теряют драгоценное время, а иногда и жизнь, если знают диагноз, но не соглашаются лечиться у специалистов. За многие годы работы в онкоцентре я много слышал о "чудесах", но ни одно из них не было документально подтверждено. Львиная часть пациентов попадает к "чудотворцам" после того, как им поставлен диагноз "неоперабельная стадия" и врачи говорят родственникам, что медицина в этом случае бессильна. Вот тогда родственники идут за последней "надеждой", платят огромные деньги, но увы...

Мэру - да, эвтаназии - нет!

- А что делать, если страдания человека невыносимы? Ваше отношение к добровольному уходу из жизни?

- Я против эвтаназии. Считаю, что это вообще не медицинская проблема. Но я согласен, что человек должен уходить из жизни достойно. За такими больными должен быть надлежащий уход, психологическая поддержка. В мире есть целая система хосписов, в которых работают специально подготовленные психологи. У нас все это в зачаточном состоянии. Кроме того, как хирург скажу, что каждый уход человека из жизни - это трагедия, и дело врача продлевать жизнь, даже если это два года, год, полгода. Нельзя умирать раньше смерти!

- Недавно прошла информация о том, что мэр Москвы Юрий Лужков запатентовал метод лечения рака - фотодинамическую терапию.

- Это направление известно уже около 30 лет. Сейчас, в связи с тем, что российские ученые подключились к разработкам подобных препаратов, метод оказался, что называется, на слуху. Он дает некоторую эффективность при лечении наружных форм рака, но применяется в основном со вспомогательной целью. Усилиями мэра нашей столицы фотодинамическая терапия заняла свою нишу среди других методик, в том числе и потому, что она хорошо финансируется. И нужно отдать должное Юрию Михайловичу в том, что он не оставляет без внимания тему онкологии и вкладывает деньги не только в эту методику. Так, недавно был открыт новый, блестяще оборудованный корпус в 62-й больнице Москвы, и есть планы ежегодно модифицировать какую-либо больницу. Если бы все действовали так, то решились бы многие проблемы.

- Возможна ли в принципе профилактика онкологических заболеваний?

- Возможна. Во-первых, это ведение здорового образа жизни. Необходимо себя любить. Для начала бросить курить, не увлекаться алкоголем, своевременно отдыхать, не "копить" хронические заболевания, потому что они рано или поздно могут кончиться онкологией. Хотя иногда я думаю, как можно рекомендовать человеку, скажем, рационально питаться, когда ему просто бывает нечего есть. Это все не только медицина, а огромный узел разнообразных проблем общества. Как и туберкулез, рак остается прежде всего социальной проблемой.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно