- ПРИЧИН травматизма на льду несколько, и все они очень просты, - рассказывает доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института травматологии и ортопедии Гурген Абавенович КЕСЯН. - Первая - это элементарная невнимательность людей, которые забывают смотреть под ноги. Дорожно-транспортные происшествия случаются не только по вине пешеходов, но и водителей, особенно неопытных, которые сталкиваются со скользкой дорогой. Многие автовладельцы ездят так же, как ездили летом, хотя в холодное время года мастерства требуется намного больше.
Еще одна немаловажная причина травматизма - это работа муниципальных служб. Пешеходные дорожки, тротуары и мостовые должны содержаться в чистоте и обрабатываться специальными средствами. Наличие льда, мокрый и скользкий асфальт приводят к резкому росту травматизма. К сожалению, образцово-показательные вычищенные от снега и льда дороги встречаются достаточно редко.
Больше всего подвержены травмам пожилые люди. Им достается и на тротуарах, и на дорогах, поскольку в силу своего возраста они не так внимательны. Вторые жертвы гололеда - это неопытные водители и их "клиенты". Как правило, после ДТП человек получает множественные переломы, ушиб головного мозга, переживает шок. В пешеходном травматизме на первом месте стоят перелом шейки бедренной кости и шейки плечевой кости. Молодые люди, которые обычно спешат, а потому передвигаются с большой скоростью, чаще ломают голени и голеностопные суставы.
Не надо ждать
ЕСЛИ у человека перелом нижней конечности, вряд ли он сможет сам идти. Зато те, у кого, например, перелом шейки плечевой кости, испытывают незначительные боли (которые усиливаются при движении) и не считают нужным обратиться к врачу. Но обычно на вторые-третьи сутки терпеть боль становится невозможно, приходится бежать в травмопункт. Выжидательная тактика при травмах - ваш главный враг. Чем раньше начать лечить любую травму или повреждение, тем меньше будет нежелательных последствий. И если, например, пожилым людям с переломом шейки плечевой кости можно обойтись без операции, то при переломе шейки бедра обязательно нужно вмешательство хирурга, так как консервативное лечение в большинстве случаев обрекает пострадавшего на постельный режим и невозможность самостоятельно передвигаться.
Лечат всех по-разному. В травмопункте существует одна методика, у поликлинического врача - другая, в районной клинической больнице - третья. Кто-то предпочитает активные методы, т. е. операции. Некоторые клиники используют консервативные методы лечения, причем иногда даже в тех случаях, когда они бесперспективны. Причин таких разногласий много: где условия не те, где не хватает оборудования, инструментов, может быть, у врача-травматолога недостаточно опыта.
Внимательность прежде всего
ОБЕЗОПАСИТЬ себя при падении на скользкой поверхности в принципе можно. Но для этого требуется молниеносная реакция. В момент падения нужно успеть сгруппироваться так, чтобы получить как можно меньший удар. Падать нужно не плашмя на бок, вперед или назад, а как бы постепенно: перенести тяжесть сначала на голень, потом на бедро, переходить на предплечье или плечо, с каждым разом смягчая удар. Это трудно и не всегда удается даже тренированным людям. Тем не менее, иногда перед тем как упасть, некоторые балансируют, скользят, выкручивают руками и ногами кульбиты. Так что в этот момент думать нужно не о том, как весело смотреть на вас окружающим, а о собственных костях. Если падаете назад, попытайтесь сначала присесть, а потом уже переходить на спину. Главное правило - не падать на одну определенную точку, а как бы распределить силу удара на разные части тела.
Что касается автомобилистов, то им в первую очередь нужны зимняя резина, хорошие тормоза и самое главное - внимательность. Профессионал увидит по цвету асфальта, где можно "поскользнуться". Если вы к таковым себя не относите (объективно), то ездить лучше помедленнее.
Советы пешеходам
ОБУВЬ должна быть нескользкая, удобная и с хорошей подошвой. Если идти и беспокоиться о том, как бы не отломалась десятисантиметровая шпилька, пока вы ковыляете по скользким улицам, то думать о собственных ногах-руках уже не получается.
Не спешите. Лучше выйти из дома пораньше (с учетом гололеда), чем потом нестись, как торпеда, сбивая столбы и людей, падая и снова поднимаясь, в надежде не потерять драгоценные секунды.
Стоя на остановке, держитесь подальше от края. Когда автобус или троллейбус будет подъезжать, вы можете нечаянно поскользнуться и попасть под колеса. По той же причине не стоит ломиться к подъезжающему общественному транспорту.
Ожидая электричку, опять же отойдите подальше от края платформы. Либо сами поскользнетесь, либо кто-то рядом. Тогда хвататься падающий будет за вас, и вниз вы полетите вместе.
Будьте внимательны даже на тротуаре - машину может занести или в ответственный момент водитель не сможет затормозить. Учтите, когда перебегаете дорогу перед едущим автомобилем, что тормозной путь на скользкой дороге увеличивается в 4-5 раз. И помните, что машину нельзя остановить мгновенно.
Пешеход, конечно, всегда прав, но именно из-за него чаще происходят ДТП. Причина известна всем - перешел дорогу в неположенном месте. За этой, казалось бы, невинной шалостью следуют множественные травмы. Так что лучше дойти до перехода и потратить лишнюю минуту, чем потом собирать конечности по кусочкам.
Советы водителям
НЕ ПЕРЕОЦЕНИВАЙТЕ свою машину. Какая бы она ни была, ее нужно подготовить к зиме.
Не думайте, что зимой и летом автомобиль слушается вас одинаково. С повышением скорости зимой лучше не экспериментировать.
Устраивать гонки в гололед в жилых районах как минимум неразумно.
Помните, знаки дорожного движения стоят и для вас. Верьте, что, если нарисованы дети, значит, они где-то рядом перебегают дорогу. Если нарисован автобус, то его обязательно ждут пассажиры на остановке. Лучше поберечь в первую очередь себя, снизить скорость и быть предельно внимательным.
Если у вас все-таки не так много опыта, как вам кажется, потренируйтесь ездить по гололеду в уединенном месте. Научитесь правильно тормозить на льду, потренируйтесь не терять самообладания в экстренной ситуации.