Примерное время чтения: 3 минуты
189

Опухоль контролируют через кровь

МЕЧТА человечества - научиться выявлять рак по анализу крови. Возможно ли это сейчас? Проблема только в том, что каждая опухоль дает о себе "индивидуальный" сигнал, а искать их все в сыворотке крови у каждого - затея дорогая до безумия и потому пока неосуществимая. Известные сегодня маркеры служат для того, чтобы оценивать эффективность лечения и выявлять рецидивы еще до того, как появились клинические признаки возвращения болезни.

Рассказывает зав. лабораторией прогноза эффективности консервативной терапии опухолей МНИОИ им. П. А. Герцена, профессор, доктор биологических наук Наталья Сергеевна СЕРГЕЕВА:

- Маркеры - это белки, которые опухолевые клетки производят гораздо интенсивнее, чем здоровые. На сегодняшний день найдены и описаны маркеры для опухолей многих локализаций, в том числе рака предстательной, молочной, поджелудочной, щитовидной желез, рака легкого, органов желудочно-кишечного тракта и др.

Для диагностики опухолей большинство маркеров не используется. Во-первых, это очень дорого: чтобы выявить одного больного, надо проверить десять тысяч человек. Во-вторых, уровень маркеров может подниматься не только при раке, но и при воспалительных заболеваниях. Например, СА 125 - маркер рака яичников - может повышаться при гепатите, циррозе печени, сердечной недостаточности и целом ряде заболеваний, связанных с накоплением жидкости в полости. А маркеры раков желудочно-кишечного тракта могут повышаться при панкреатитах, гепатитах, язвах и т. д.

В любом случае повышение маркера - это не норма, и необходимо дообследование, чтобы выяснить причину и приступить к правильному лечению. Хотя существуют такие уровни значений маркеров, когда сомнений не остается. Например, простатический специфический антиген (ПСА) выше 30 говорит о раке простаты, а повышенные значения ниже этой цифры составляют "серую зону", и невозможно с уверенностью сказать, что это - простатит, аденома или рак. Нужно более тщательное обследование.

Основная задача маркеров - выявить рецидив до клинических проявлений болезни. Нередко это позволяет выиграть 6 - 8 месяцев: опухоль еще не дала о себе знать, но уровень маркера повысился - и врач может приступить к лечению.

Чем хороши маркеры? Во-первых, они не требуют вмешательства в организм - необходимо только сдать кровь, во-вторых, они относительно дешевы. Каждый год появляется один - два новых маркера. Мы их испытываем и хорошие новинки рекомендуем для практического применения. А что такое хороший маркер? Он обладает высокой чувствительностью к опухоли и редко поднимается при нераковых заболеваниях.

Как и большинство диагностических методов, маркер работает "в одну сторону". Если он повышен, это повод для беспокойства и дообследования. Но если он в норме, то это, к сожалению, не говорит о том, что человек здоров. Ни один маркер не дает 100-процентно точного результата, кроме, пожалуй, ПСА, который очень чувствителен при раке предстательной железы. Именно поэтому в США, Канаде, Швеции, Финляндии его исследование сделали обязательным для всех мужчин старше 45 - 50 лет.

В России, к сожалению, ни один маркер не входит в перечень обязательных анализов, поэтому в учреждениях федерального подчинения больные должны платить за исследование сами. Хорошо уже то, что еще 5 лет назад анализы на маркеры делали только в Москве, а сейчас 2-3 вида маркеров стали доступны в большинстве онкологических диспансеров.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно